Архимандрит Зинон. Беседы иконописца (электронная версия — pdf, djvu, doc)

 
Архимандрит Зинон. Беседы иконописца
 
 
Архимандрит Зинон. Беседы иконописца

Книга составлена из бесед известного иконописца, инока Псково-Печерского монастыря архимандрита Зинона (в миру Владимира Михайловича Теодора) о проблемах современной православной церкви. О красоте. О монашестве. О посте, экуменизме и паломничестве. О покаянии. Книга рассчитана на массового читателя.

О книге

Книга составлена из бесед известного иконописца, инока Псково-Печерского монастыря архимандрита Зинона (в миру Владимира Михайловича Теодора) о проблемах современной православной церкви. О красоте. О монашестве. О посте, экуменизме и паломничестве. О покаянии. Книга рассчитана на массового читателя.

Составитель И. В. Спивак. Редактор Н. М. Крексунова. Рисунок на обложке архимандрита Зинона. Издание второе — исправленное и дополненное

Предисловие

Каждая монашеская келья — особенный мир, а порою и просто самостоятельный монастырь. В этом легко убеждает «Добротолюбие» и наши монастырские (Соловецкие, Печерские) или поместные (Тверские, Псковские) Патерики.

Один насельник учит своего случайного или нарочитого паломника молчанием, другой — трудом, третий — умной притчей. Попытка согласить эти уроки порой кажется невозможной — они противоречивы даже у одного и того же монаха. Для гордого светского ума, привыкшего ценить свою «проницательность» и последовательность, такие противоречия могут показаться слабостью. В кельях предпочитают истину даже там, где она опровергает устоявшееся было собственное суждение. Так живописец считается вполне сложившимся, когда его «манера» предельно единична, тогда как иконописец может с легким сердцем выпустить икону в храм только тогда, когда она поднимается до анонимной всеобщности.

Тут различны сами направления усилий: к полноте выделенности у художника, к полноте растворения — у иконописца. Точно так это и в области мысли: мы в миру оттачиваем свою личную мысль, монах в келье — снимает луковичную шелуху индивидуальности для полноты сопряжения с Богом, очищает пути Господней истине, чтобы она говорила сама. Светский человек прежде всего автор, а монах посредник, проводник Божьей воли, если высоко сказать — уста откровения. Смирение и отказ от подчеркнутой личности странным образом делают его богаче и шире, вызывая неизменное изумление у изощренных умов — как выходит, что далекий от мира «чернец» оказывается впереди этого мира.

В этой небольшой книжке все особенно наглядно, потому что собеседником читателя будет одновременно иконописец и мыслитель, «батюшка» для монастырских прихожан и опытный богослов для многочисленных духовных и светских собеседников, проходящих через его келью.

Здесь не надо искать последовательной системы и всеобъемлющей полноты, потому что книжка составлена, в основном, из бесед и интервью, напечатанных в разное время, извлечена из их контекста и только для удобства чтения сведена под «тематические» заголовки. Не надо искать и прямой учительности. Если и померещится наставление, то в той только мере, в какой всякая монашеская беседа есть проповедь Евангельского слова. Это именно «осколки» бесед со всею подвижной живостью импровизационного, на ходу подбираемого слова, которое не всегда может оказаться безусловно верным.

Может быть, для ортодоксального современного церковного ума книга покажется даже опасно свободной, но смею думать, что и неприязненный человек не увидит здесь своеволия. Напротив, знающие архимандрита Зинона ближе, сочтут книгу слишком тесной, не отражающей многосторонности его внимательного ума, но это уже следствие однообразности вопросов, которые задавали собеседники, представляющие порой несводимые по взглядам, не ведающие друг о друге издания.

Но при всех естественных упущениях книга хранит, спокойную готовность выйти навстречу самому тревожному и расплывчатому вопросу и вполне передает опытную твердость, с которой хозяин кельи возвращает наше сознание к началам веры именно тогда, когда нам казалось, будто мы знаем ее окончания.

Великий опыт Церкви — это ее опора и защита от переменчивых ветров времени, но он же, без проверки искренним, одухотворенным сердцем и омытым молитвой умом, — есть ее опасность: так легко впасть в механическую подменность обряда. Эти извлечения из бесед в одной только монастырской келье убеждают, что, слава Богу, вековечное русское беспокойство все крепит и живит много перестрадавшее и опять воскресающее в надежной силе тело святой православной Церкви.

И книгу так и надо принять — не как готовый ответ, а как приглашение к церковному сотворчеству и осмысленно ответственному стоянию перед Богом и миром.

Валентин Курбатов

Содержание

  1. О СМЫСЛЕ ИКОНЫ
  2. ОБ ИКОНОПИСАНИИ
  3. КАК СТАТЬ ИКОНОПИСЦЕМ
  4. О ТЕХНИКЕ ИКОНОПИСАНИЯ
  5. О КРАСОТЕ
  6. О ХРИСТЕ
  7. О МИЛОСЕРДИИ И ПРОЩЕНИИ
  8. О ВОСКРЕСЕНИИ
  9. О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ
  10. О ЦЕРКВИ И ТАИНСТВАХ
  11. О ЕВХАРИСТИИ
  12. О БОГОСЛУЖЕБНОМ ЯЗЫКЕ
  13. О ПОСЛУШАНИИ
  14. ОБ ОБРАЗОВАНИИ
  15. О ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
  16. О ЕВХАРИСТИИ
  17. О ЕДИНЕНИИ
  18. ОБ ЭСХАТОЛОГИИ И СПАСЕНИИ

Скачать

Форматы: pdf, djvu, doc