Репортаж епархиального информационного агентства "Вода живая"
Ежегодные Бражниковские чтения завершились 12 октября концертом в Феодоровском соборе. Приветственное слово ректора СПбДА архиепископа Петергофского Амвросия зачитал настоятель протоиерей Александр Сорокин. В нем отмечено, что чтения, названные в честь основоположника русской музыкальной медиевистики, стали заметным событием в музыкальной жизни России: «Для нас ценно то, что на протяжении многих лет Санкт-Петербургская консерватория плодотворно сотрудничает с Церковью в деле сохранения и возрождения духовных и культурных традиций России».
Настоятель добавил, что Феодоровский собор действует сравнительно недавно — несколько лет с тех пор, как его возродили после десятилетий забвения. Немаловажную часть служения храма, помимо прямого назначения — молитвы и богослужений, составляют события, связанные с духовной культурой, в том числе концерты церковного пения.
Перед слушателями выступил исполнитель сербского церковно-певческого наследия педагог псалто-певческой школы в Белграде Никола Попмихайлов в сопровождении певчих русско-византийского хора «Пахомий Логофет». Прозвучали святогорский распев устной традиции «Богородице Дево, радуйся», стихира-славник Великой Пятницы «Совлекоша с мене ризы моя», а также стих из праздничного песнопения «Богородице Дево», которое поется на афонских Всенощных, длящихся всю ночь. Отцы-святогорцы из Великой лавры свидетельствуют, что подобные песнопения «возвышают ум к созерцанию», поддерживая братию в Иисусовой молитве.
Ансамбль «Ключ разумения» под управлением Натальи Мосягиной исполнил «Алилуйя» в двух распевах по древнерусским певческим рукописям, причастный стих «Хватите Господа с небес», песнопения из чина венчания в авторской обработке.
Еще один гость из Сербии — основатель и руководитель женского хора «Святая Кассиана» Весна-Сара Пено исполнила византийский традиционный распев «Взбранной воеводе», единый для греческой и сербской Церквей, византийский распев братии Ковельского монастыря «Тропарь святому Савве Сербскому» и другие песнопения.
Мужской певческий ансамбль «Путь» под управлением Андрея Фофонова восстанавливает утраченную манеру исполнения монодии и раннего русского многоголосия, строчного и демественного, которое вышло из употребления в Русской Церкви в начале XVIII века. В исполнении хора прозвучали воинский стих знаменного распева «Приидите, вси рустии собори», 50-й псалом, стихира-славник на Преображение «Поят Христос Петра, Иакова и Иоанна» и демественное многоголосие «Приидите поклонимся».
В исполнении ансамбля древнерусской музыки Санкт-Петербургской консерватории «Знамение» под руководством Татьяны Швец прозвучали песнопения западнорусской и северорусской монастырских традиций.
Как рассказал корреспонденту ИА «Вода живая» Никола Попмихайлов, уникальность византийской певческой традиции в том, что она не ограничилась территорией Византии и с ее падением не завершилась, а продолжается в других государствах. Лучше всего эта певческая культура сохранилась на Афоне. Византийская музыка в святогорской традиции — одноголосная мелодия, без гармонии, потому что служба всегда должна быть неизменной, независимо от того, один человек поет или хор. Такое исполнение, по признанию музыканта, вызывает особое молитвенное состояние.