Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
На хорах верхнего храма собора Феодоровской иконы Божией Матери 4 мая открылась выставка современной каллиграфии и леттеринга «Русское письмо: традиция и эксперимент».
Представлены каллиграфические листы, развороты рукописных книг, открытки, буквы в керамике и дереве; тема большинства работ — религиозные тексты: молитвы и цитаты из Священного Писания.
Среди участников выставки преобладают ученики петербургской школы каллиграфии «От аза до ижицы» под руководством Петра Чобитько, есть также мастера из Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Киева, Нью-Йорка, Берлина, Таллина — всего 26 авторов. Каждый мастер пытается найти самобытные формы, опираясь на древнерусское наследие и учитывая опыт европейской каллиграфии ХХ века.
Идея принадлежит преподавателям школы «От аза до ижицы» Татьяне Петренко, Марии Скопиной и Олегу Мацуеву: они замыслили создать отдельную выставку в декабре 2017 года, после фестиваля «Calligrafest», прошедшего в Санкт-Петербурге. 21-22 апреля выставка впервые была показана в Москве, в галерее «Промграфика».
Выбирая работы, организаторы старались балансировать между историчностью и новаторством. Но слишком «формальные» решения, где царит геометичность и модульность, преобладающая над исходной пластикой кириллицы, на выставку не принимали.
На церемонии открытия Олег Мацуев сказал, что главная задача экспозиции — перекинуть мост от традиционной русской культуры с ее историческими шрифтами — уставом, полууставом, вязью, скорописью — к современной графической культуре. Сегодня каллиграфов огорчает шрифтовой разрыв, который произошел в русской культуре в последние века: «Нам нужны новые каллиграфы, которые своими заботливыми руками создавали бы новые формы кириллицы, экспериментировали, но в то же время чутко относились к русской традиции. Творческий дух кириллицы может прийти туда, откуда пришел изначально: в Церковь, христианское искусство, дизайн — как, например, возвращается знаменное пение или творческие подходы в иконописи, архитектуре».
Настоятель собора протоиерей Александр Сорокин отметил, что такая выставка особенно уместна в церковном пространстве Феодоровского собора.
«Разнообразие шрифтов, которое здесь представлено, соответствует тому разнообразию, которое наполняет пространство всего нашего собора, — сказал он. — Особенное внимание мы хотим уделять слову осмысленному, внятному, и красота этого слова на выставке представлена».
Каллиграф из Киева Виктория Лопухина представила помимо традиционных каллиграфических работ экспериментальные произведения в технике мозаики. Она объяснила, что черпала вдохновение как в композициях художников-авангардистов, так и в мозаике XI века киевском Софийском соборе, где есть много шрифтов.
На вопрос, важно ли иметь художественное образование, чтобы быть каллиграфом, устроители выставки объясняют, что совсем не обязательно, можно начинать с нуля, но профессиональное образование будет подспорьем в понимании того, что такое композиция, ритм, как добиваться нужного эффекта.
Издан каталог выставки в виде открыток.
На следующий день в рамках выставки прошел мастер-класс Марии Скопиной, где она познакомила всех желающих с основами каллиграфии; под ее руководством участники создали первые пробные работы.
В ночь с 19 на 20 мая, во время акции «Ночь музеев», участники выставки покажут свое мастерство.