С наступлением осени в Феодоровском соборе возобновляются занятия в Воскресной школе для детей. Правда, не с 1 сентября, а несколько позже – ближе к церковному новому году, который наступает двумя неделями позже. И все-таки наше интервью с директором Воскресной школы Феодоровского собора Александрой Ивановной Коваль-Зайцевой мы решили приурочить к привычному школьному Дню знаний.
Александра Ивановна, учитывая широкое разнообразие педагогических подходов и их комбинаций, существующих в современной педагогике, при том, что не каждый из можно назвать однозначно удачным, многих родителей интересует то, какой из них используется в Воскресной школе, другими словами, чего ожидать от системы.
Так исторически сложилось, что ни одна существующая педагогическая система, ни одна, даже самая яркая личность не оставили после себя универсальных принципов христианской педагогики. И этому есть объяснение – христианская педагогика не может быть системой правил и приемов, это сами педагоги с их живой интуицией, знанием и готовностью к действию, к вопрошанию. Роль преподавателя Воскресной школы в деле воспитания личности определяется не тем, чтобы быть возделывателем детских душ, но быть соработником Бога, помощником Первого Педагога, в сущности – это наблюдение, наблюдение за ребенком, вслушиваниев его внутренний мир
Говоря о преподавателях, кто они, должен ли педагог Воскресной школы обладать каким-то специальным образованием?
Преподаватели в Воскресной школе – это, прежде всего люди, ощутившие свое призвание к служению с детьми, имеющие живую веру и способные о ней свидетельствовать детям. Как правило, они прошли катехизацию и последующее обучение на курсах подготовки преподавателей Воскресных школ.
Перед христианским педагогом стоит задача правильного слышания языка Церкви и его «перевода» на язык внешнего мира в его современном состоянии. Традицию в христианской педагогике нужно понимать не как повторение и воспроизведение старых, привычных форм учебного процесса, а как рождение новых форм и методов образования на пути единения с Истиной.
Воскресной школе Феодоровского собора уже более 10 лет, расскажите, пожалуйста, о том, когда и как это все это начиналось
Об этом хорошо рассказывает преподаватель нашей Воскресной школы Людмила Анатольевна Голубкова, поэтому попросим Людмилу Анатольевну вернуть нас в историю дней минувших:
«Воскресная школа нашего прихода начала свое существование с лета 2006 года, когда Феодоровский собор был возвращен в практическое пользование Церкви. Наш первый учебный год 13 лет назад мы начали в двух комнатах пристройки к храму на 3-м этаже. Это было светлое, чистое, уютное помещение. Общими усилиями оформили интерьер, закупили мебель и всю необходимую технику, что позволило сразу полноценно начать работу с детьми. В группе, где занятия происходили во время Литургии, собиралось до 15 человек. Батюшка после чтения Евангелия приглашал к амвону всех пришедших на службу детей 4-6 лет и кратко беседовал с ними, вводя их в тему предстоящего занятия.
В этом было что-то неповторимо ценное и доброе. Затем дети во главе с педагогом шли на занятия, а к молитве «Отче наш» (спустя 40 мин) возвращались для Причастия. Дети более старшего возраста приглашались на занятия школы по желанию – в субботу или в воскресенье после службы.
С началом полномасштабной реконструкции собора заниматься стало негде. Школа была на грани закрытия. Но для нее выделили маленький строительный вагончик. В него втиснули 3 стола – высокий, низкий и крохотный детский, чтобы их можно было, как в конструкторе, вдвигать друг под друга. Поставили минимум стеллажей, технику. Все – и малыши, и подростки – сидели на крохотных стульчиках. И школа работала в 3 смены. Ее жизнь не прекращалась ни на неделю. Сегодня трудно даже понять, как мы могли там, не имея возможности даже свободно встать, – проводить лекции по иконографии, репетиции кукольных спектаклей, праздники и, конечно, занятия.
В мае 2010 состоялся первый выпуск детей, 4 года посещавших школу. Уже большие, такие родные, умные, надежные, испытанные в горах, на море и суше, в походах и паломничестве – они, пока всего-то четверо, но оттого и такие дорогие, смущенно принимали первые в своей жизни свидетельства об окончании школы. Страшно было отпускать их в самостоятельный полет и ждать: как, сами вернутся…или уйдут, и надолго? И знаете, не ушли – остались рядом, так радостно их видеть почти каждое воскресенье и знать, что это наш школьный тыл».
Как выглядит график жизни школы?
Основные занятия проводятся два дня в неделю – в субботу и в воскресенье. Сейчас Школу регулярно посещает около 100 детей. Их возраст – от 4 до 17 лет.
При бесконечном количестве методических разработок и учебных пособий для Воскресных школ самого разного качества, какие из них используются в Воскресной школе Феодоровского собора?
Для Воскресной школы очень важной является реализация возможности обращения к Писанию как к Педагогической Книге. На первом месте в списке источников, из которых складывается представление об основах христианского воспитания, стоит библейское свидетельство. Апостол Павел называет Закон «детоводителем ко Христу», «детоводителем» – т. е. Педагогом. Наверное, когда речь заходит о детях, о их христианском научении и воспитании, то можно утверждать, что «Закон» – это не только в узком смысле десять заповедей, декалог, под этим словом можно понимать все Писание.
Слово Божие необходимо детям, и самым маленьким, и тем более тем, кто стоит на пороге взрослой жизни и утверждает в себе законы и правила, с которыми попытается устоять в этом мире, выверить свой путь в нем. Это тот рубеж в детской жизни, на котором проходят проверку на истинность все наши родительские и педагогические усилия, испытывается на прочность и творческую гибкость духовный багаж ребенка
Какая роль отведена родителям учеников Воскресной школы, какова степень их со-участия в образовательном процессе?
Я бы назвала школу Феодоровского собора во многом родительско-детским проектом. Мы предлагаем всем родителям во время детских занятий не отлучаться из собора по личным делам, а провести время за изучением Священного Писания. Такая практика существует второй год и пользуется успехом у многих семей.
Каждому родителю очень важно понять самому, какой огромный педагогический потенциал сосредоточен в Священном Писании, понять, как к нему обращаться, решая простые и сложные вопросы воспитания, образования, просвещения наших детей, с которыми они сталкиваются.
Приступая к чтению, важно научиться видеть в Евангелии педагогический аспект, ориентируясь не на повествовательное изучение, а на личную встречу с живым Словом Божиим, Которое помогает ему в общении с детьми, в том, как воспитывать их в вере и любви к Богу и Церкви. Обращаясь к Священному Писанию, мы можем понять и важность научения детей закону, и примеры того, как надо действовать в различных педагогических ситуациях, и, наконец, найти то, что можно и нужно читать вместе с детьми для их возрастания в духе и истине.
В Священном Писании Господь открывается своему народу постепенно – через Слово Божье, которое возвещают пророки. Это слово часто есть некая антиномия – своего рода полярные высказывания, которые помогают придти к целостному понимания и познанию Бога. Так, например, мы читаем слова о страхе Божьем: «Начало премудрости страх Господень» и в то же время слышим призыв не бояться. « Не бойся!», – говорит Господь через Моисея, Исайю, Осию.И эта антиномия – одно из оснований педагогики Божией, на котором должно строиться воспитание. Страх оскорбить, обидеть, проявить непослушание и неуважение – с одной стороны, и доверие, открытость – с другой. Да, Господь грозен и строг, Он как огонь, но «не бойся» – Он тебя любит.
Родителям и нам всем нам надо учиться строить свою педагогическую работу с учетом того, что в какие-то моменты существования ребенку придется ощутить боль, причиной которой была его непослушность, например, может быть, даже испытать страдание, как следствие греха, который есть в мире, – без чего он вряд ли чему научится в жизни. Наверное, не во всем и не настолько надо оберегать детей, чтобы превращать жизнь для них в некую оранжерею. Важно чувствовать ту меру свободы, которую можно и нужно допустить, но чтобы ребенок не погиб и не оказался безоружным при встрече со злом.
Вообще личный пример и свидетельство жизнью близких людей, т.е. пример взрослого, является очень важным и значащим для ребенка. Для детского сознания понятие церкви наиболее адекватно собранию людей, живущих особой общей жизнью. Потому включенность детей в жизнь взрослых, в жизнь церковной общины, ее служения, обретение собственного места в этой жизни и собственного служения являются надежной опорой и помощью в этот период. Но он все равно остается трудным и для них и тем более для тех, кто к церковной жизни имеет косвенное отношение. Мир сей во все времена был агрессивен, и сегодняшнее время ставит свои особые сложные задачи перед родителями и педагогами в Церкви. Что поможет нашим детям выбрать Христа и Его Церковь, путь благодатный, но очень непростой в этом мире и для взрослого человека, тем более для ребенка? Только особое зрение и особое отношение к миру даст возможность человеку увидеть и избрать правильную дорогу.
Интервью подготовлено Ольгой Шпилёвой