Иерей Владимир Коваль-Зайцев о религиозно-просветительских курсах

 
 
 
Религиозно — просветительские курсы в Феодоровском соборе

В сентябре Феодоровский собор традиционно приглашает всех желающих присоединяться к своим просветительским проектам. Отдельное место среди образовательных инициатив храма занимают религиозно-просветительские курсы, о которых рассказывает их руководитель иерей Владимир Коваль-Зайцев.

 «Каждый христианин должен быть немного катехизатором»

Религиозно-просветительские курсы Феодоровского собора появились у нас в 2013 году. Они стали ответом на пожелания многих, закончивших курс оглашения, продолжить свое духовное образование, двигаясь по пути воцерковления в систематическом режиме с помощью таких вот занятий.

Одновременно это было и наше желание, потому что мы понимали, что людям, которые только что вошли в Церковь требуется поддержка. Эти курсы и стали такой поддержкой, хотя, конечно, это и не единственная возможность продолжать свое воцерковление для человека, вошедшего в Церковь.

На тот момент у некоторых из нас уже был необходимый опыт и представление, что такого рода курсы должны из себя представлять. Особой задачей, которую поставил настоятель перед нами, инициаторами их создания, стало то, чтобы все преподаватели на этих курсах были из нашего собора. Мы это сделали вовсе не потому что мы принимаем на курсы только наших прихожан, а просто потому что это, с одной стороны, наша ответственность и возможность реализовать те практические знания, которые у нас есть, чтобы помочь людям, а с другой, создание дружелюбной атмосферы, в чем-то похожей на ту, которая присуща атмосфере на оглашении.

Надо сказать, что почти сразу же эти курсы нашли большой отклик, и в 2013 году собралась большая аудитория.

Тогда у нас еще не было дома причта и поэтому занимались мы прямо в храме. Как это часто бывает, слушательский энтузиазм со временем немного угас, но, тем не менее, сейчас на курсы каждый год приходит довольно много желающих, больше, чем мы рассчитывали с самого начала.

Мы полагали, что оптимальным количеством слушателей является количество порядка 50 человек на одном курсе, чтобы иметь возможность разделять аудиторию для проведения семинаров на две подгруппы. Но каждый год к нам на курсы приходит около 80 человек и примерно треть из них – это прихожане других храмов нашего города. Большинство из них – те, кто окончил курс оглашения у нас или Князь-Владимирском соборе, но также есть люди, которые узнают о наших курсах из разных источников информации и в итоге присоединяются к группам.

Наши курсы рассчитаны на человека воцерковленного, пусть и начально-воцерковленного, но все-таки имеющего уже какой-то начальный опыт церковной жизни, регулярно причащающегося, являющегося прихожанином любого православного храма, хотя в теории, если человек и иного христианского вероисповедания тоже захочет поучиться на наших курсах, никакой проблемы в этом я не вижу.

О собеседованиях

В качестве вступительного испытания мы проводим собеседование для тех, с кем мы еще не знакомы, чью церковность пока себе не представляем. Если тех, кто окончил оглашение в нашем или Князь-Владимирском соборе мы принимаем без всяких вступительных испытаний, то для остальных и существует «собеседование». Ничего сложного в нем нет, это не экзамен, а действительно просто очень доброжелательная беседа. Я провожу его сам и стараюсь вложить максимум дружелюбия со своей стороны. Задачей собеседования не является просто как-то проверить знания человека, а скорее помочь человеку сориентироваться, что для него лучше. Собеседование не является жестким и непреодолимым препятствием к тому, чтобы начать заниматься на курсах, оно носит скорее рекомендательный характер. Его задача увидеть и показать человеку, что он либо готов к этим курсам, либо, напротив, не готов, либо, как было однажды ему нужно что-то более серьезное. Почему более серьезное, потому что все-таки наши курсы являются курсами, помогающими человеку в его церковной жизни, они не ставят задачи дать человеку полное духовное образование, пусть и начального уровня. Это введение в предметы. Хотя предметы и серьезные, программа объективно звучит впечатляюще: «Литургика», «Догматика», «История Церкви», «Новый Завет» — все это так и есть, безусловно, но все-таки это введение. Для человека церковного такие серьезные предметы не являются чем-то вызывающим особую сложность, все эти дисциплины легко осваиваются, потому что все это в нашей жизни есть и для церковного человека носят, можно сказать такой прикладной характер. Поэтому собеседование и ставит перед собой задачу сориентироваться: если человек не совсем готов к курсам,  я рекомендую идти на оглашение, это как раз совпадает с началом программы огласительного курса, ну а если человек как-то более серьезно подготовлен и наши курсы будут для него такими «короткими штанишками», я рекомендую поступать на епархиальные Иоанновские курсы.

Надо сказать, что курсы построены классическим академическим образом, поэтому тем слушателям, которые хотели бы присоединиться, но по разного рода причинам смогут это сделать позже, стоит иметь в виду, что позже присоединиться к нам можно, но с некоторой натяжкой.  Самым, наверное, допустимым количеством пропущенного материала могут стать максимум два первых занятия. Почему именно два, потому что занятия проходят у нас 1 раз в неделю и, как правило, программа строится таким образом, что в одном семестре мы обычно берем два больших каких-то предмета и занятия по ним чередуются друг с другом. Поэтому, пропустив 2 недели, человек пропустит всего по 1 занятию из каждого предмета. Поскольку таких занятий за семестр бывает всего 7-8, то больше пропускать, наверное, все же не стоило бы, чтобы осваивать предмет полноценно.

Бывают случаи, когда люди начинают учиться, но по каким-то обстоятельствам перестают это делать, а потом желают вернуться. Никакой бюрократии на этот счет у нас нет, мы с удовольствием вновь принимаем людей на учебу в следующем году или через год, но зачитываются все те предметы, по которым человек уже сдал зачеты ранее. У нас есть зачеты, есть оценка, но в каком бы году он их не сдавал, сдавать их снова не придется.

Часто спрашивают, выдаем ли мы какие-то документы об образовании. Да, по окончании курсов выдается свидетельство об окончании курсов с подписью и печатью нашего прихода, к свидетельству прилагается вкладыш, где указаны освоенные слушателем предметы и часы, в том числе и по факультативным предметам, т.е. предметам по выбору. Но надо иметь в виду, что это свидетельство скорее условность, поскольку люди у нас занимаются преимущественно для себя, для какой-то своей «укорененности», «укрепленности» в вере. Какую-то практическую пользу сам факт наличия формального свидетельства, наверное, человеку принести когда-то и в чем-то может, но никаких лицензий наши курсы не имеют, о чем я всем говорю на первой встрече, на которой такого рода организационные вопросы и обсуждаются.

Если говорить об объеме программы и возможности освоить ее человеку, у которого есть семья, работа и самые разнообразные дела и задачи житейские, то программу можно в этом смысле назвать взвешенной: 7-8 занятий по каждому предмету в семестр. Занятия проходят раз в неделю и какие-то небольшие домашние задания, которые дают преподаватели – это объем, который вполне могут освоить любые люди, в том числе и пожилые. Часто пожилые люди особенно волнуются о том, что не смогут справиться с программой и зачетами, но я всегда убеждаю их, что беспокоиться по этому поводу не стоит и «дорогу осилит идущий». «Не осилить» ее человек может только в случае внутренней немотивированности или каких-то форс-мажорных обстоятельств, которые привели к сверх-загруженности. Хотя часто случается, что люди не могут справиться с программой и в силу неготовности. Это, как правило, люди, которые никогда не проходили оглашение, но несмотря на наши рекомендации начать с программы оглашения, все же решились пойти сразу на курсы, минуя первый этап.

Надо сказать, что по тем или иным причинам не все слушатели  доходят до окончания курсов, из примерно 80 поступающих до конца двухгодичной программы доходит лишь четверть людей. Иногда не хватает внутренней собранности и мотивации, чтобы завершить курс, иногда обстоятельства жизни складываются таким образом, что человек перестает заниматься.

Для тех, кто по окончании курсов хотел бы связать свою жизнь с какими-то полезными начинаниями в Церкви, к основной программе мы задумывали три дополнительных: «Церковная педагогика», «Каритативное служение» и «Миссиология». Выпускники, освоившие курс «Церковной педагогики» сейчас работают у нас в Воскресной школе, но поскольку найти преподавателя на подобного рода факультативы не так просто, курс «Церковной педагогики» в данный момент у нас, к сожалению, не читается, по курсу «Каритативного служения» ждем возвращения нашего преподавателя и возобновим его, а «Введение в миссиологию и катехетику» веду я, поэтому эта дополнительная программа среди факультативов присутствует. По окончании курсов люди, которым интересно это служение приходят на оглашение в качестве помощников.

Но даже если непосредственного участия в каком-то новом качестве в жизни Церкви у выпускника по окончанию курсов не случается, я всегда говорю слушателям о том, что каждый христианин должен быть миссионером, каждый немножко катехизатором, каждый должен быть способен свою веру предъявить, свидетельствовать о ней, если не в каком-то систематическом плане, то в жизни, просто при встречах с людьми, способствуя и помогая людям в воцерковлении.

Помимо этого, некоторые наши выпускники находят какие-то иные способы самореализации в приходской жизни: кто-то ведет Евангельские группы, кто-то делает что-то еще, каждый по своему пытается вспахивать доверенное нам Господом поле и сеять семена, заложенные при оглашении, ну а плоды в будущем обязательно появляются.

Материал подготовлен Ольгой Шпилёвой