Презентация книги иерея Алексия Волчкова «Раннехристианская община в античном полисе» состоялась 4 декабря в доме причта Феодоровского собора. Книга вышла в свет в ИД «Познание».
- Фоторепортаж по ссылке — здесь.
- Фоторепортаж Александры Труновой
- Запись всей презентации.
- Видеорепортаж
- Книгу можно купить здесь
Как рассказал автор, основной массив текста был написан много лет назад, когда он был студентом и аспирантом кафедры истории Древней Греции и Рима истфака СПбГУ. Потом работа на долгое время была отложена, а в 2017 году книга была переписана: цель была сделать ее максимально доступной.
«Эпоха раннего христианства очень привлекательна, — отметил отец Алексий. — Все знают, что и прошлое, и настоящее очень противоречиво, золотого века никогда не было, в том числе и золотого века христианства. Но это время, когда в христианской жизни было много хорошего: что-то, возможно, надо бы возродить, а другое возрождать не надо. Но для каждого верующего человека это эпоха, когда христианство победило всех: Римскую империю, синагогу, философию — всех конкурентов, которые на тот момент существовали. Это было успешное религиозное движение, а нечто успешное всегда привлекает к себе внимание».
Автор рассматривает различные стороны жизни раннехристианской общины. Чтобы понять специфику христианства, подчеркнул отец Алексий, важно понять, в какой среде оно развивалось, каким традициям наследовало. Еще в XIX веке было предложено изучать христианство как подвид частных объединений, которыми изобиловала античность. Частное объединение — это сообщество людей, собравшихся по какому-то принципу. Принцип мог быть любым: объединялись соседи, адепты одного культа, люди одной профессии или интересовавшиеся, к примеру, собственным погребением. Объединений было очень много, для них есть разные слова, обозначения. Но устоявшийся и самый корректный термин — «коллегия», то есть собрание «коллег». Христиане собирались по принципу уже существующих собраний.
Что же выделяло экклесию среди других коллегий? Автор отметил, что найти уникальное здесь гораздо сложнее, чем типичное. Можно отметить акцент на нравственности: он выделяет экклесию, но не отделяет, это было и в других собраниях. Экклесия в большей степени, чем синагога, дистанцировалась от окружающих. Отец Алексий привел высказывание апостола Павла (1Кор. 10:20-21), показывающее, что христианам нельзя было быть участниками других коллегий.
Особое внимание автор в своем выступлении уделил застолью — характерному институту того времени. Трапезы были любимым времяпрепровождением античного общества, и отличительной чертой всех коллегий было то, что коллеги вместе трапезничали. Важно понимать, что культ равнялся трапезе не только у христиан: это было во многих культах, например, в культе Митры. Божества в представлениях того времени были соучастниками застолья. Были продемонстрированы иллюстрации, свидетельствовавшие о пиршествах в античности: например, фотографии триклиния, раскопанного в Помпеях.
Иерей Алексий Волчков подчеркнул, что христианство в течение трехсот лет дорабатывало идеологию трапезы. Так, в идеале на трапезе должен быть соблюдаться принцип исономии, то есть равенства, но на деле было не так: богатые люди часто приносили еду и ели ее сами, не делясь с бедными. Это апостол Павел и называет недостойным причащением (1Кор. 11:20-30). Поначалу трапеза у христиан была весьма изобильной, что приводило к объедению и пьянству — об этом свидетельствуют апостольские послания (Иуд. 1:12, 2Пет. 2:13). Неудивительно, что в итоге восторжествовал принцип «каждому понемногу», и наша нынешняя трапеза за богослужением — чисто символическая.
Настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин, выступая на презентации, поблагодарил отца Алексия, что тот провел презентацию в форме мини-лекции, дающей представление о самой книге.
«Продолжаю ее читать и убежден, что это вполне достойный труд. При чтении возникает много вопросов, самый интересный — насколько христианство уникально по сравнению с другими явлениями. Здесь рассматривается вопрос, насколько оно уникально по отношению к античному миру. В происхождении христианства нас особенно интересует, насколько это чудо Божие, а насколько оно логично вытекает из общечеловеческих тенденций, явлений. На эти вопросы отец Алексий отвечает, причем не в лоб, а сам подводит читателя к тем или иным выводам».
Отвечая на вопрос о вхождении в раннехристианскую общину, отец Алексий отметил, что оно было двояким: с одной стороны, человек пребывал в общине с детства, с другой — когда он вырастал, он делал сознательный выбор. Кроме того, в христианские общины приходили те, кто вырос в других общинах. Поскольку в те времена была велика вероятность гонений, то, собственно, и возник европейский феномен личного обращения.
Был задан вопрос о социальном служении в ранней Церкви. Автор ответил, что одно из уникальных свойств христианской общины — забота о тех, о ком не заботилось общество: христиане помогали друг другу, вступительных взносов, в отличие от некоторых языческих коллегий, не было. Были добровольные пожертвования, и они были большими, доказательство — обширная социальная программа.
Протоиерей Александр Сорокин спросил, не была ли социальная сторона христианства привлекательной для внешних в большей степени, чем само учение. Отец Алексий ответил, что категорически не согласен с подобным утверждением: в христианстве привлекало именно учение, отличное от язычества.
На вопрос про роль гонений ответил присутствовавший в зале доцент СПбГУ Алексей Пантелеев, автор книги «Ранние мученичества: переводы, комментарии, исследования». Он подчеркнул, что в эпоху гонений в Церкви не было случайных людей, все знали, на что шли. Кроме того, христиане искренне любили друг друга, и это наряду с их стойкостью также привлекало внешних.
Иерей Алексий Волчков рассказал кратко про особенности античного полиса — уникальной структуры, к которой человечество вряд ли вернется.
В завершение презентации состоялась автограф-сессия.
- Книгу можно купить здесь.
Текст: Татьяна Кириллина
Фото: Андрей Петров
ИА «Вода живая»,
04.12.19