Верхний храм

Фотогалереи — см. в разделе фото.

Верхний храм

Верхний храм Феодоровского собора

«Храм производит отличное впечатление: он высок, светел, красив» – эту краткую, но выразительную запись оставил император Николай II после участия в освящении Феодоровского собора 15 января 1914 года.

Верхний храм

Центральное паникадило в виде Шапки Большого наряда Михаила Федоровича Романова

В самом деле, даже в сумрачное время суток верхний храм благодаря высоким окнам, светлой окраске стен и отсутствию колонн в центральной части наполнен светом и простором. Мраморный пол, выложенный «в шашку» серого и белого цветов, а в центре – в виде круглой двуцветной розетки, придает пространству еще более торжественный вид. Большая часть мраморного пола воссоздана заново.

Другие фото верхнего храма

Фото верхнего храма за год до окончания реставрации

Внутренний объем верхнего храма дополняется за счет северного и южного нефов, а также просторного притвора в западной части. Именно в этот притвор и попадает входящий в верхний храм со стороны царской лестницы. Сюда же, но с противоположной, южной стороны ведет из нижнего храма вторая лестница, уходящая дальше на хоры. И отсюда же, из притвора, дверь в западной стене ведет в крытый переход, связывающий верхний храм с колокольней.

Сегодня, как и сто лет назад, в верхнем храме – три алтаря с престолами. Центральный посвящен Феодоровской иконе Божией Матери и преподобному Михаилу Малеину, небесному покровителю первого царя Романова Михаила Федоровича. Южный придел сто лет назад посвящался святителю Николаю Чудотворцу и мученице царице Александре, небесным покровителям царственной четы императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, а ныне посвящен святым Царственным страстотерпцам. Северный придел посвящался благоверному князю Михаилу Тверскому и святителю Алексию, митрополиту Московскому, небесным покровителям соответственно великого князя Михаила Александровича, брата государя и августейшего покровителя Строительного комитета, и наследника цесаревича Алексея. Сегодня здесь – придел в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Верхний храм

Архивное фото верхнего храма. 1914 год

Другие старые фото интерьеров и иконостаса верхнего храма

Пятиярусный иконостас первоначально был вырезан из липы и позолочен. Образцами послужили для верхних рядов иконостас в церкви Грузинской Божией Матери в Москве (приходская церковь бояр Романовых), а для нижнего яруса – иконостасы ярославских храмов. Иконы писали известные московские изографы И. М. Дикарев, В. П. Гурьянов, Г. И. Чириков. Сегодня иконостас воссоздан в соответствии с уничтоженным прототипом. Написание икон, в том числе копий тех, что сохранились в Государственном музее истории религии, выполнили иконописцы петербургской мастерской святого Иоанна Богослова.

В центре храма на четырех цепях висит ажурное бронзовое паникадило диаметром 6,5 метра в форме «Шапки Большого наряда» (царского венца Михаила Федоровича), также воссозданное вместо утраченного. Подробнее про паникадило.

Многие утраченные сегодня предметы убранства и утвари являлись копиями хранившихся в Оружейной палате реликвий XVI–XVII веков. Так, южный и северный нефы, а также западный притвор освещались люстрами, изготовленными по образцу древнерусских паникадил XVII века. В том же стиле был выполнен запрестольный семисвечник в алтаре. На престоле алтаря располагалась серебряная дарохранительница – уменьшенная копия Успенского собора Московского Кремля. Необычным юбилейным атрибутом стали металлические хоругви с эмалевыми портретами всех царствовавших государей и государынь Романовской династии.

Помимо иконостаса и центрального паникадила сегодня воссозданы малые боковые паникадила, а также Голгофа, царское место, два киота, горнее место, выносной фонарь по образцу находящегося в Костромском Ипатьевском монастыре и два торшера на лестницах.

Дополнительный объем верхнего храма составляют обширные хоры, рядом с которыми – светлые помещения квадратной северо-западной башни. Оформление хоров выдержано в тех же тонах, что и основное пространство верхнего храма.