Сказал Господь притчу сию:
«Некий человек насадил виноградник, и обнес его оградой, и выкопал в нем давильню, и построил сторожевую башню, и сдал его внаем виноградарям, и удалился; а в пору урожая послал к виноградарям раба, чтобы востребовать с виноградарей свою долю урожая.
Но они, схватив раба, прибили его и прогнали ни с чем.
И снова послал он к ним другого раба; но они и ему проломили голову и поглумились над ним.
И еще он послал − и того убили; и еще многих − кого прибили, а кого и убили.
И еще оставался у него любимый его сын; напоследок послал он к ним его, рассуждая: «Уж сына-то моего они постыдятся!»
А эти виноградари сказали друг другу: «Это наследник; давайте убьем его, и наследство будет наше!»
И они, схватив его, выбросили вон из виноградника и убили.
Что же сделает хозяин виноградника?
Он вернется, предаст виноградарей погибели и вручит тот виноградник другим.
Или вы никогда не читали в Писании:
«Камень, что отвергли строители,
он и лег во главу угла;
от Господа совершилось сие, и дивно в очах наших».
И желали они схватить Его, только страшились народа, ведь они понимали, что притчу эту Он сказал про них. И они ушли, оставив Его.
Евангелие от Марка 12, 1-12.
Перевод С.С. Аверинцева
СПОР В ХРАМЕ
Притчу о злых виноградарях Господь рассказывает во дворе Иерусалимского Храма в ответ на вопрос первосвященников, книжников и старейшин: «Кто дал Тебе власть совершать то, что Ты совершаешь?» (Мк. 11, 28). Мы помним, что сначала Спаситель направил этот разговор в новое русло, задав им встречный вопрос: «Спрошу и Я вас об одном деле, а вы дайте Мне ответ, и Я отвечу вам, по какому полномочию творю такие дела. От кого было крещение Иоанново, от Неба или от людей? Дайте Мне ответ» (Мк. 11, 29-30). И тут раскрывается лукавство Его собеседников, их лицемерный страх. Разве имеет смысл прямо говорить с духовными лидерами народа, которые боятся вслух признать правду о служении Иоанна Крестителя?
Вот почему в ответ Господь рассказывает притчу, в которой Его оппоненты узнают самих себя. В ней они услышали не только ясный ответ на заданный вопрос, но и пророчество о парадоксальности путей промысла Божия.
Сюжет притчи построен на разительных контрастах, которые позволяют обнажить Божественную истину во всем ее ослепительном сиянии.
На первый взгляд рассказ составлен из житейских ситуаций, которые понятны всем, но в решающий момент он обретает особое звучание в сознании слушателя. Более всего восхищает личность главного действующего лица, который не назван в притче по имени. Он владелец поместья. Он не знает недостатка в средствах, он окружен многочисленными слугами. Он может себе позволить отправиться в путешествие, доверив управлять своим имением другим людям. Восхищает его тщательная забота о винограднике: он своими руками посадил виноград, обнес его оградой, копал в земле давильню, построил сторожевую башню. О, блаженны виноградари, которые получают такой вертоград внаем: им остается только дождаться урожая! Но именно в этот момент события обретают непредвиденный оборот. Отъезд господина, как оказалось, стал испытанием на верность: окажутся ли работники виноградника достойными высокого доверия? Сумеют ли они праведно распорядиться богатством господина?
Притча дает отрицательный ответ. Мятежные наемники отказываются вернуть причитающуюся хозяину долю урожая. Более того, они оскорбляют и глумятся над слугой, выражая тем самым презрение к господину. В этот момент мы вправе ожидать, что мятежные рабы будут жестоко наказаны за совершенное злодейство. Никакое преступление не должно оставаться без наказания!
Однако дальнейшие события в притче разворачиваются совсем по иному сценарию. Хозяин оказывается поразительно кротким господином. Он посылает делегацию за делегацией, каждый раз более многочисленную, чем прежде. Он упорно не оставляет надежды, что к взбунтовавшимся безумцам вернется разум.
Увы! Все напрасно: «кого прибили, а кого и убили». «Ну, на сей раз это уж им с рук не сойдет», − каждый раз говорит себе внимательный слушатель. Но ко всеобщему изумлению напоследок господин посылает своего возлюбленного сына. Он не дает ему ни телохранителей, ни дипломатов, ни торговцев. Он посылает его одного с миссией мира. Ужасает доверчивость этого господина: он уверен, что виноградари «постыдятся» его сына. Такое возможно разве что во сне! О, несчастный! Он совершенно не разбирается в людях! Откуда эта непоколебимая уверенность в том, что как бы низко не пал человек, он способен перемениться, раскаяться, примириться?
Признаемся, что рассуждения господина нам представляются утопией. Однако при этом у нас нет и оснований обвинить его в хладнокровном безразличии к участи своего последнего посланника. Он действительно уверен, что виноградари отнесутся к сыну с подобающим почтением. Он решительно желает перейти на новый уровень отношений и теперь предстает перед работниками не как господин, а как отец, то есть вместо торгово-коммерческих отношений ищет сыновнего понимания.
Дальнейшие события лишь подтверждают самые мрачные ожидания: ослепленные жаждой завладеть поместьем, виноградари неспособны к разговору. Как до этого они не видели в слугах господина своих собратьев и «коллег», так теперь и в сыне они видят только ненавистного им соперника: «Это наследник; давайте убьем его, и наследство будет наше!» (Мк. 12, 7). Какая странная идея! С каких это пор убийцы могут вступать в права наследства? Они действительно обезумели от алчности, они не слышат ни слов сына, ни зов отца. Они одержимы жаждой власти и обладания. Их единственная логика − это логика безумия, разбоя и в конце концов убийства… И они убивают единственного законного наследника за стенами виноградника.
РАЗВЯЗКА
Все зашло слишком далеко! Среди людей, которые слушают Спасителя, нарастает ропот негодования. В этот момент рассказ прерывается, и Господь предлагает слушателям угадать, каков будет конец истории. Возмущенная толпа единодушно произносит приговор: «Он вернется, предаст виноградарей погибели и вручит тот виноградник другим» (Мк. 12, 9). Это будет справедливо, именно так надлежало распорядиться имением с самого начала!
Можно представить себе боль, которая в этот момент изобразилась на лице Христа. Рассказывая о необыкновенном господине, который поступает не так, как чаще всего ведут себя люди, Он хотел пробудить их совесть. Наконец, видя окаменение сердец первосвященников, книжников и старейшин, Господь отсылает их к Писаниям. По роду своей деятельности они должны услышать слова Писаний. И евангелист уточняет, что они прекрасно поняли, что Иисус сказал эту притчу про них (Мк. 12, 12). Итак, они узнали себя в злых виноградарях, но при этом их сердца ожесточились еще больше, и это подтверждает окончательный исход истории земной жизни Спасителя.
НОВЫЕ СЫНЫ
«Он вернется, предаст виноградарей погибели и вручит тот виноградник другим» (Мк. 12, 9). Не удивительно ли, что при таком раскладе ни слова не говорится о сыне? А разве имеет вообще смысл говорить о тех, кого больше нет? Но Господь понимает все совершенно иначе. Разве отец может оставить без последствий смерть любимого сына? Разве пролитием крови убийц можно искупить его кровь? Станет ли Бог умножать насилие? Оставит ли Он последнее слово за смертью, ведь человеческая месть − это умножение все той же смерти.
Безумие и ожесточение виноградарей побуждает господина виноградника в своей царственной свободе явить миру, что его отцовство − сильнее несправедливого насилия, сильнее смерти.
Для стен нового Царствия Он выберет Камень, который отбросили строители. Пасхальным утром Он станет краеугольным камнем нового нерукотворного храма Божия, в котором верующие будут «живыми камнями» (1 Петр. 2, 5). «От Господа совершилось сие, и дивно в очах наших!» Этого спасения никто не лишен, ибо отмщение Божие состоит в том, что милосердие торжествует над ненавистью, что из смертельно окаменевших сердец пробиваются живые потоки любви.
Но какое отношение эта притча имеет к нам? Мы ведь не собираемся никого убивать, присваивать себе чужое богатство. Но можно по-разному уподобляться злым виноградарям. Можно, например, не внимать голосу Отца, Который говорит через пророков, не оказать должного уважения к Сыну, Который пришел исполнить волю Отца, и при этом претендовать на обещанное спасение.
В преддверии Рождества Христова эта притча заставляет нас испытать себя. Какие отношения нас связывают с Богом: отношения типа «господин − раб» или же «отец − сын» по образу любви Христа к Своему Отцу. Аминь.