Дар исцеления — дap сострадания

 
 
 

Возможно ли исцеление от алкогольной или наркотической зависимости? Безусловно, считает психиатр-нарколог, известный российский психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор Григорий Григорьев. И добавляет: «Помните: лечит врач, а исцеляет Господь!..»

Узнав о том, что в Юкках живет такой известный доктор, большой ученый и просто хороший человек, мы немедленно отправились к нему в гости. Благо, что встреча наша должна была состояться накануне Дня медицинского работника. Дом доктора Григорьева на Юкковском проспекте, что находится в ТСЖ «Золотое кольцо», хорошо известен многим местным жителям. Вот уже год, по воскресеньям, сюда приходят православные верующие, чтобы помолиться Господу, причаститься, покрестить своих детей. Но об этом чуть позже…

В чем же заключается знаменитый метод доктора Григорьева, благодаря которому тысячи пациентов навсегда отказались принимать наркотики и избавились от алкогольной зависимости? Он как своеобразный мост между медициной и церковью. В процессе лечения патологических зависимостей и неврозов доктор Григорьев убеждает пациентов, что исцеление может произойти только через покаяние и веру в Господа. Саму проблему зависимости святые отцы Церкви рассматривают как грехопадение. А покаяние — как желание изменить свой ум. Очень важно при этом, чтобы пациент сам себе признался в пагубности пристрастия и возможности его преодоления только своими силами. Человек должен почувствовать себя больным. Только тогда у него появляется желание лечиться. Соответственно, за образом мысли меняется и образ жизни. Но это уже потом.

Трудность в том, что не все страдающие зависимостями готовы признать, что они больны. Так же, как ни один из психически больных людей, как правило, не признает своей болезни. Все считают себя здоровыми. Говоря о силе желания самого человека что-то изменить, Григорий Игоревич приводит интересные наблюдения. В тех случаях, когда пациент платит сам за лечение, результаты эффективнее, нежели когда его лечение оплачивают родственники или близкие. В практике врача-нарколога лечение в долг, кредит и т.п., но с обязательной последующей оплатой при условии честно заработанных денег, когда пациент исцелится, дает наиболее положительный результат.

Исцеление через веру — это трудный путь самого Григория Игоревича. Как истинный врач, он знакомится с пациентами деликатно, понимая, что человеку нельзя прямо указывать на его патологическую зависимость. Доктор Григорьев начинает с рассказа о себе. О том, что в его жизни был период достаточно крепкого пьянства. В 1979 году Григорий Игоревич окончил Военно-медицинскую академию и в 80-ом служил на Тихоокеанском флоте на подводной лодке врачом, а также ведал продовольственной службой и вещевым снабжением. «Сами понимаете, чем это чревато!» — говорит профессор. Редкий день тогда обходился без спиртного. Он охотно об этом рассказывает, без смущения, даже с самоиронией, как человек свободный, давно излечившийся от зависимости. Григорий Игоревич не пьет уже 28 лет. А пришло к нему это во время службы на флоте. Подряд три выхода на подводных лодках закончились авариями. После ликвидации третьей аварийной ситуации стал верить в Господа. О тех случаях вспоминает неохотно, зато спустя столько лет помнит тот миг, когда, глядя на звездное небо посреди океана, понял вдруг, что во Вселенной царит такой порядок, который не мог возникнуть без плана и Творца. Прошел леденящий страх, стало спокойно на душе. Благодать, одним словом. После этого Григорий Игоревич крестился.

Есть, наверное, великая сила, управляющая нами. И ей подвластна жизнь, и сама душа человека. А к исцелению души ведут две дороги, считает доктор Григорьев, — любовь и страх. Где перестает действовать любовь, действует страх. Занимаясь научными исследованиями в области психиатрии, доктор Григорьев сделал важное наблюдение: некоторые пациенты после, казалось бы, успешного лечения от алкоголизма через некоторое время вновь позволяли себе срывы. Значит, что-то мы не долечиваем, заключил профессор. Являясь ближайшим учеником Александра Романовича Довженко (автора метода кодирования), Григорий Игоревич рассказывает, что лечебные сеансы его учителя (кстати, глубоко верующего православного человека — Прим. автора) длились по 6-8 часов и напоминали церковную литургическую службу. Сейчас этого никто не делает. Хорошо известные в народе и получившие широкое распространение способы избавления людей от патологических зависимостей при помощи так называемого «кодирования» ничего общего с методом Довженко не имеют, заявляет профессор Григорьев. Они все построены на страхе. Самый распространенный из них — страх смерти. «Выпьешь-умрешь!»

Метод же, который усовершенствовал доктор Григорьев, это метод эмоционально-эстетической стрессовой духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока, где внушение пациенту страха смерти было снято и заменено доходчивым разъяснением причин возникновения патологической зависимости. Дело в том, объясняет врач-психотерапевт своим пациентам, что у человека, принимающего наркотические вещества (синтетические гормоны радости) или алкоголь, на эмоциональном уровне происходит подмена праздника. Алкоголь, как центральный гормон радости, сам по себе уже находится в организме каждого из нас. Если все время его принимать, то свой собственный гормон перестает вырабатываться. Человек физиологически создан таким образом, что в его центральной нервной системе есть центры, вырабатывающие гормоны радости, и центры, которые вырабатывают гормоны стресса, или «плохого настроения». Так вот, центров, производящих радость, в 7 раз больше! То есть, с точки зрения физиологии, человек «запрограммирован» радоваться жизни и радоваться постоянно.

Будучи представителем вполне традиционной медицины, Григорий Игоревич выступил инициатором создания и вот уже почти 20 лет возглавляет Международный институт резервных возможностей человека(МИРВЧ). При его личном участии, прошли высокоэффективное лечение свыше 125 тысяч больных алкоголизмом, наркоманиями, пристрастием к азартным играм, различными формами неврозов и другими нервно-психическими заболеваниями. Тут мы от традиционной медицины переходим к материям более тонким. Поскольку, по глубокому убеждению профессора Григорьева, оздоровлением души и духа человека в России традиционно занималась Церковь. Но пока, к сожалению, врачи и Церковь зачастую действуют как конкуренты, а не как соратники. Наша медицина отчасти остается «агрессивно атеистической», считает Григорий Игоревич. С одной стороны, он согласен, что врач не должен заслонять собой Бога, с другой стороны, священник не должен подменять врача. Но эта тончайшая грань между психикой и душой человека требует деликатного обращения, а иногда и вообще не позволяет медицинского и никакого другого вмешательства. Доктор Григорьев для успешного лечения патологических зависимостей использует взаимосвязь физического состояния человека с его духовным миром. Преподобный Серафим Саровский говорил о том, что существует три вида капитала: денежный, чиновный и духовный. Если у человека есть духовный капитал, тогда он не попадает в зависимость от денежного и чиновного капитала. Если же нет -тогда он становится рабом, глубоко несчастным человеком, независимо от уровня материального достатка. Сейчас лишь немногие богатые люди могут радоваться жизни. Большинству приходится принимать алкоголь, кокаин, чтобы как-то отключиться от гонки за тем, что еще не нажито. Подход доктора Григорьева к проблеме патологических зависимостей построен на вере, ориентирован на духовную сторону жизни человека и невозможен без доверия к лечащему врачу.

В итоге проведенной большой научно-практической работы в Международном институте резервных возможностей человека сформировалась собственная духовно ориентированная православная психотерапевтическая школа на основе доказательной медицины. Сегодня в активе МИРВЧ колоссальная база данных со всей России. В Белоруссии открыт реабилитационный центр для наркоманов. Пациенты у доктора Григорьева разные: от министров до опустившихся на дно алкоголиков. Примерно половина -женщины. Много среди них людей творческих профессий: известных актеров, режиссеров, писателей, поэтов, художников, певцов и композиторов. В месяц Григорий Игоревич принимает не менее 500 человек. Это кроме научной и преподавательской работы в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования Министерства здравоохранения и социального развития России.

Психиатрия существует 150 лет, но врачи-наркологи наблюдают пациентов после лечения, как правило, не более 3 — 5 лет. А в МИРВЧ наблюдение после проведенного лечения происходит пожизненно! Потому что настоящего ученого должно интересовать в первую очередь качество ремиссии. Конечно, не все пациенты доктора Григорьева после завершения курса лечения становятся глубоко верующими людьми. В церковь приходят только те, кто хочет. И это примерно 40% обратившихся.

«После прихода больного в храм, — рассказывает Григорий Игоревич, — смотришь, человек начинает внутренне меняться. Меняется его мировосприятие». Сеансы проходят в храме Феодоровской иконы Божьей матери в Санкт-Петербурге. В Юкках же, где Григорий Игоревич живет вместе с многочисленными домочадцами, уже целый год Богослужения проходят в его большом доме. На это получено высокое благословение Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Владимира Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Дом Григорьева был освящен как домовой храм Всех Святых. А сама идея создать такой православный приход, пока в Юкках строится церковь, принадлежит главе муниципального образования Игорю Викторовичу Петрову. Именно он попросил своего друга, доктора Григорьева, помочь в решении вопроса. Как глава и как местный житель, Игорь Викторович активно содействует тому, чтобы церковь в Юкках была построена.

Главная составляющая дара исцеления, по мнению доктора Григорьева, это дар сострадания: способность одного человека воспринять боль другого. Этому нельзя научить в медицинском институте. Когда врачом становится лишенный сострадания — он несчастный человек. Для него больной будет только источником расходования своей нервно-психической энергии, раздражения и истощения, убежден доктор Григорьев. К сожалению, в нашей медицине нередко встречаются такие врачи, или, правильнее будет сказать, «рвачи», которые признаются после приема, как же они ненавидят своих пациентов. В этой связи хочется пожелать всем врачам любви и сострадания. И веры в успешное исцеление своих больных!

Светлана БЕЛЯЕВА
Из газеты «Юкковские вести»
Июль 2008 года