У нас в гостях братья из общины Тэзе

 

В воскресение, 14 марта, наш приход посетили два монаха, приехавшие из общины Тэзе (Taize), которая находится на юге Франции: брат Мэтью и брат Килиан.

Монахи из Тэзе — это люди, смирение и простота которых ломает сложившееся представление о поведении монахов и самой монашеской жизни. В их обществе никогда не страшно быть самим собой.

В монастыре Тэзе, во время богослужения, которое совершается три раза в день, нет давящего навязывания определенной, считающейся правильной, формы молитвы. Поэтому там комфортно не только верующим всех христианских конфессий, но и далеким от христианства людям. Братья предлагают спокойные короткие песнопения, чтение Библии, и, как центр всего, пребывание в молчании и тишине. Молчание у каждого оказывается своё, личное. Сокровенная тишина каждого, является выражением открытости Богу и приглашением для Его присутствия.

Эту атмосферу братья несут с собой повсюду. Именно ею они делились с нами во время встречи на приходе. Кроме того, они делились с каждым своей удивительной любовью. В монастыре есть правило: братья всегда лично встречаются с каждой приезжающей в общину группой, разговаривая на родном для приехавших языке, а летом еженедельно там бывает по 4-5 тыс. человек. Приезжающих в Тэзе русских приятно удивляет то, что несколько монахов-европейцев неплохо говорят по-русски, среди них и брат Мэтью. Это языковое гостеприимство можно назвать монастырской традицией. Другой брат – француз, выучивший румынский, общается на родном языке с гостями из Румынии, а когда паломниками служится православная литургия, он лучше и компетентнее самих румын поет на клиросе. Учить чужой, иногда довольно сложный, язык – яркое проявление любви и смирения. Это смирение проявляется и в некоторых других примерах монастырской жизни: в том, что монахи приняли принципиальное решения не принимать пожертвования и дары, с тем, чтобы самим зарабатывать себе на жизнь и на прием паломников, трудясь в гончарной мастерской и издательстве. Примером является и то, что в монастырском кафе, которым пользуются паломники помимо общих приемов пищи, вкусности продаются по себестоимости. О смирении говорит решение локализовать самую шумную приехавшую молодёжь, не спящую и поющую до утра, около того места, где живут братья, потому что это дальше всего от домиков, где спят все остальные гости.

Поначалу, такие действия кажутся «стилем Тэзе», а на самом деле являются стилем Христа и на практике реализуют пример возможной праведности христианина. Они живут своей трудной монашеской жизнью, вдохновляя тех, кто приезжает к ним. А, провожая гостей, говорят, что покидая Тэзе, они не уезжают ОТ чего-то, они уезжают С Кем-то и Куда-то: С Богом, который везде, и Которому очень нужны их готовность и трудолюбие и В свои приходы, В свои церкви, которые так нуждаются в вдохновлённых, горящих сердцах.

Ольга Волчкова