Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко Проповедь в Неделю всех святых, в земле российской просиявших

ЧЕЛОВЕК СОТВОРЕН ДЛЯ СВЯТОСТИ

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Дорогие братья и сестры!

Первые недели после Пятидесятницы посвящаются празднованию тайны самой Церкви. Церковь — это продолжение присутствия Христа в этом мире, это продолжение таинства воплощения, некое расширенное присутствие Христа в этом мире. И первая неделя после Пятидесятницы посвящена памяти всех святых, от века благоугодивших Богу. Сегодня мы празднуем память всех святых, просиявших в земле российской, в следущее воскресенье мы будем праздновать память санкт-петербургских святых. И все это нам указывает на то, что тайна святости имеет какое-то непосредственное отношение к бытию каждого из нас.

Сегодняшнее евангельское чтение нам дает ключ к пониманию этой тайны. Евангельское повествование полно свежего ветра, утренней радости, восходящего солнца, моря, простора. Мы оказываемся в самом начале истории, в тот самый первый момент, когда Христос, как будто случайно, проходя по берегу Галилейского моря, увидел двух юношей, забрасывающих сети. Вероятно, они это делали с каким-то особым мастерством, о чем Евангелие не говорит, но можно догадаться, что они обратили на себя взор Христа и Он понял, что эти люди Ему понадобятся для того великого приключения, для той великой миссии, которая вот-вот начнется. А заканчивается сегодняшний отрывок тем, что Христос обходит Галилею и в синагогах проповедует Евангелие: Он, как глашатай, возвещает Царствие Божие посреди нас. Бог вошел в Свой мир, и это не может не иметь последствий в бытии каждого человека, который слышит эту весть.

Очень часто мы слышим слово «встреча» — и в связи с этим евангельским чтением, и не только. Очень часто говорится, что важно, чтобы произошла какая-то личная встреча с Богом. Слово «встреча» часто девальвируется, к сожалению, оно становится как чек, который вы подписываете, но на самом деле на вашем счету нет денег, принятое обязательство ничем не подкреплено. Слово есть, но за ним ничего не стоит. Но попытаемся увидеть это событие, услышать это слово «встреча» в его библейском звучании, как это произошло с апостолом Павлом, как это произошло с первыми учениками. Это не просто встреча — это некий переворот. Жизнь человека изменилась. Бог, как извержение вулкана, вошел в твою жизнь, и отныне все остается вроде бы тем же. Ты тот же рыбак, но все обретает новый смысл, новое сияние. Поэтому мы о святых говорим: «Они просияли». И действительно, этот образ сияния, Божественного сияния, которое просвечивает сквозь человека, которое преображает человеческую душу, человеческое бытие, жизнь, является здесь ключевым, для того чтобы понять, что святость — это не только удел каких-то благонравных людей или людей с какими-то странными идеями, но это удел любого нормального человека. Человек сотворен для того, чтобы стать святым, и святость — это нормальное состояние человека. И я могу вам привести небольшой пример, очень конкретный, который позволяет представить, как это происходит.

Один друг, который живет во Франции, в Шартре, однажды мне рассказал историю, которую я многим из вас пересказывал и которая как раз дает ключ к пониманию святости. Во Франции, в Шартре, есть великолепный собор, известный во всем мире, с изумительными витражами. Витраж — это, как и икона, окно в Царствие Небесное, в невидимый мир. Некое торжество красок, музыка света. И когда вы оказываетесь внутри собора, то он весь наполняется невероятной гармонией, красотой, которая вам говорит о чем-то потустороннем, о Божественном мире. Но если вы смотрите на витраж с внешней стороны, то вы видите нечто совершенно невзрачное, просто серые стекла, покрытые копотью города, и смотреть там нечего. Но нужно оказаться внутри, чтобы увидеть, как свет проходит сквозь эти стекла и все обретает совершенно иное звучание.

И вот один ребенок, видя эту красоту, в изумлении спрашивает маму: «Что это?» Мама отвечает: «Это святые». Ребенок все сразу же понял, и когда в школе на уроке катехизиса учительница спросила: «Дети, вы знаете, кто такие святые?», ребенок этот ответил: «Да, святые — это те, через кого проходит свет». И действительно, Божественный свет струится сквозь святых так, что, когда мы слышим слова псалма «Дивен Бог во святых своих», нам кажется, что речь идет о конкретных людях, настолько Бог удивителен, настолько Он способен преобразить людей, наполнить их проявлениями доброты, человечности. Мы созданы для того, чтобы стать святыми.

В книге Плач пророка Иеремии есть удивительные слова. Пророк восклицает, обращаясь к Богу: «Велика, Господи, вера Твоя!» Очень странно. Понятно, людям нужна вера, часто ее нам не хватает, а вот вера у Бога… Велика, Господи, вера Твоя! И в чем же эта вера? Вера в человека. Есть совершенно удивительное толкование на слова из книги Бытия, когда Господь говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Есть толкование, которое говорит, что в действительности Бог обращает эти слова к Адаму: «Вот ты, Адам, конкретный человек, но одновременно ты и все человечество, потому что из твоих потомков произойдет человеческий род. Сотворим человека по образу нашему и по подобию». И святость — это то состояние, когда мы возвращаемся к своему первозданному бытию. То, какими нас Бог видит, какими Он нас сотворил и какими Он нас ждет и примет в конце времен. Поэтому, совершая сегодняшнюю Божественную литургию, испросим помощи Божией, Его благодати для того, чтобы приблизиться к этому, стать самими собой. Аминь.

Опубликовано в журнале «Дорога вместе». 2011. №3