В Феодоровском соборе (Санкт-Петербург) каждое воскресенье проходят евангельские чтения. Как костёр в холодном лесу собирает вокруг себя озябших людей, так и эти встречи наполняют теплом сердца людей, сюда приходящих. Настоятель храма протоиерей Александр Сорокин назвал эти чтения «Литургией слова». Почему «Литургией»? Потому что это — служение. Отличие же их от обычных служений в том, что их проводят сами миряне. Это чтение и обсуждение евангельского отрывка, звучащего на воскресной Литургии. Здесь любой может поделиться тем, как ему открывается Божие Слово.
Оживающее Слово
Удивительно, как объединяет людей Слово Божие! Такие разные, отличные друг от друга по образованию, возрасту, социальному положению, здесь все — как единый живой организм. Одно мнение дополняет другое, одна мысль развивает другую.
Люди, приходящие на чтения, порой удивляются: откуда такое в них — эти вдохновенные слова, мысли, фразы? Здесь нет богословов, людей с учёными степенями, но вот — факт налицо: звучит Слово, и оно оживает! Вспоминаются слова Христа, сказанные Им незадолго до Вознесения: «Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 14:18). О Ком же говорит Спаситель? О Духе Святом, третьей Ипостаси триединого Бога, сошедшего на землю в день Пятидесятницы. Нас учит Дух Святой — Сам Бог! Эта мысль находит подтверждение в следующем высказывании Апостола Иоанна Богослова: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2:27).
Как защититься от врага
Присутствуя на евангельских чтениях, чувствуешь с особой силой: среди нас — Христос, Он — в центре всего происходящего. В тишине и в благоговейном внимании к Его Слову рождается Истина. Слово Божие учит, назидает, воодушевляет, радует и даёт крылья. «Гибель народу без Слова Божия», — так однажды сказал великий русский писатель Ф. М. Достоевский. И это доказано: человек, пренебрегающий Словом Божиим, не может жить полноценной жизнью, он обрекает себя на бессмысленные муки и страдания.
Святой евангелист Лука писал о том, что Им (Иисусом Христом) мы живём, движемся и существуем (Деян. 17:28). Им — значит Словом Божиим! Мы живём, чтобы понять, Кто есть наш Родитель, для чего и почему Он нас создал и чего от нас хочет, кто мы такие, откуда пришли и куда идём. А ещё — как преодолеть встречающиеся на нашем пути трудности, как победить зависимости, как научиться любить, как спасти свою душу. Без Слова Божия понять это невозможно.
Знание Слова, помимо всего прочего, имеет ещё и практический смысл. К примеру, если на нас нападёт злая сила, как нам защититься? Вот что говорит об этом псалмопевец Давид: «В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя» (Пс. 16:4). ПО СЛОВУ УСТ ТВОИХ! По Слову Божьему мы учимся охранять себя от нашего врага — тайного и явного, оберегать от неверных шагов и ошибок.
Слово — это то, что объединяло ранних христиан, когда ещё не было канонов, церковных правил, обрядов, не было введено в практику почитание икон, мощей, да и самой сложившейся Литургии ещё не было. Люди по Слову жили, молились, по Слову поступали, со Словом за Христа они умирали! Слово было их ярким светильником и путеводной звездой. Слово, принимаемое сердцем, творило чудеса — оно соединяло души людей в едином порыве любви и веры, наполняя их особой благодатью, и все соблазны и прелести этого мира теряли смысл и отступали на задний план. Именно Словом Божиим была сильна первая община! Слово — это сокровище, которое будет нас ждать на небесах, именно оно нас будет судить (Откр. 19:13).
Всё Писание полезно!
ЗВУЧИТ СЛОВО БОЖЬЕ — и оно оживает!
К сожалению, сегодня бытует мнение, что изучать самостоятельно Слово Божие нельзя: вдруг да уведёт «не туда»! Однако это мнение входит в диссонанс с высказываниями многих отцов Церкви. Вот что, к примеру, говорит об этом Тертуллиан Карфагенский (около 200 г.): «Писание даровано, дабы всякий, ищущий Бога, Искомого обрёл, Обретённому веровал и Веруемому служил». Ему вторит Феон, епископ Александрийский (около 300 г.): «Пусть ни один день не проходит без того, чтобы вы не занимались несколько времени чтением Священного Писания и размышлением о нём. Ничто не питает души и не укрепляет так ума, как чтение Священного Писания».
Конечно, разномыслия были, есть и будут, но это ни в коей мере не перечёркивает суть подобных встреч. Это хорошо выразил в своём высказывании святой блаженный Августин: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, а в остальном — любовь». Мнения святых отцов по поводу толкования тех или иных прочитанных в Евангелии слов, конечно же, на евангельских встречах звучат, и это только усиливает общий эффект подобных собраний. Резюме же под мыслью о необходимости постоянного и систематического изучения Писания ставит… сама Библия: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).
Хочется также сказать ещё об одной особенности таких встреч: они начинаются с молитвы и молитвой же заканчиваются: «Литургия Слова» плавно перетекает в «Литургию молитвы», которая включает в себя и благодарение, и прошение участников группы (так называемая молитва согласия).
Кто же может посетить чтения? ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, независимо от его взглядов и убеждений, как прихожане, так и не прихожане храма. При соблюдении существующих правил (отсутствие споров и ненужных дискуссий) здесь всем рады.
* * *
«Послушаем тишину!» — неизменно звучат слова отца-настоятеля храма после того, как присутствующие на воскресной Литургии примут святыню — приобщатся Святых Христовых Тайн. Хочется присоединиться к этим словам. И обратиться ко всем, приходящим на евангельские чтения: «Послушаем тишину… Слова Божия! Вкусим его сладость! И преклонимся перед Богом, это Слово для нас изрекшим!»
* * *
Для тех, кто хотел бы посетить нашу евангельскую группу и поучаствовать в «Литургии Слова», о которой мы здесь рассказали, добавим, где и как нас можно найти: каждое воскресенье, в 12:30, после общецерковного чаепития, на хорах верхнего храма Феодоровской иконы Божией Матери. Адрес храма: г. Санкт-Петербург, метро «Площадь Восстания», ул. Миргородская, д. 1 «б», телефон для справок: 532-13-17, моб. 8-904-600-74-90.
Сергей РОМАНОВ, ведущий евангельских чтений,
гл. редактор газеты «Вечный Зов»
Фотографии Марины Хохловой
Рис. А. Селенковой