Игорь Тантлевский и Роман Светлов выступили на богословско-философском семинаре в Феодоровском соборе

 
 
 
О Феосеминарах Лекция Романа Светлова Лекция Игоря Тантлевского

В духовно-просветительском центре Феодоровского собора 22 апреля состоялся семинар «От рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Эсхатологические ожидания в греческой и еврейской культуре». Ведущими встречи стали Татьяна Литвин и Игорь Зайцев.

Семинар открыл клирик собора иерей Алексий Волчков, который отметил, что особенность философских семинаров, проходящих в соборе, в том, что это — возможность пригласить «неудобных» людей и поставить «неудобные» вопросы: на семинары в собор приглашаются специалисты, которые занимаются сложными, проблемными темами. «Сегодня у нас состоится очередной увлекательный, глубокий разговор. Речь пойдет об ожиданиях Мессии, конце света и эсхатоне», — сказал отец Алексий.

С сообщением «Мессианизм, сотериология и апокалиптико-эсхатологические доктрины в Кумране» выступил профессор СПбГУ доктор философских наук Игорь Тантлевский. Он рассмотрел эволюцию мессианско-эсхатологических представлений Кумранской (ессейской) общины и предпосылки возникновения идеи о божественном происхождении Мессии. Между 1947 и 1956 годами в одиннадцати Кумранских пещерах было обнаружено более 800 библейских свитков, в которых были отражены события дохристианских времен. Документы, пролежавшие в пещерах более 2000 лет, относятся к III веку до н. э. До момента находок рукописей Мертвого моря между иудаизмом и первоначальным христианством лежала пропасть — практически не было достоверной информации об их взаимосвязи и влиянии. Казалось, что христианство не имеет идеологической почвы. Обнаружение рукописей прояснило многие моменты о происхождении ряда основополагающих доктрин раннего христианства. Также свитки подтверждали существование самой ранней иудейской общины, лидер которой почитался своими адептами в качестве Мессии — не земного первосвященника, а Мессии с элементами трансцендентности, который, возможно, был распят и воскрес. Среди рукописей есть тексты Кумранской общины, которые отражают их идеологию мессианского толка, и документы апокрифического плана, которые были созданы вне общины.

Игорь Тантлевский подробно остановился на идеологии Кумранской общины. Он отметил, что община имела устав, согласно которому ее члены проповедовали омовение покаяния (омовение, которое предваряется духовным очищением), эскапизм, альтруизм, спартанский образ жизни, отсутствие собственности. В 176 году до н. э. в общине появляется учитель праведности, который почитается как пророк и признается как Мессия-первосвященник. Он выдвигает идею о том, что Царствия Божия не надо ожидать в конце дней, оно уже существует в параллельном мире на Небесах, и утверждал, что сам в экстатическом состоянии способен этот мир посещать.

Члены общины отказываются от храмового богослужения и провозглашают свое сообщество духовным святилищем человечества, идентичным Храму. В Иерусалиме это вызывает недовольство, и в какой-то момент Мессия подвергается суду Синедриона, оправдывается, но в следующий раз его снова арестовывают и приговаривают к смерти. Это приводит к тому, что в Кумранской общине возникает идея о пришествии нового Мессии, Царя Израиля, который придет через сорок лет и в полной мере реализует свои сотериологические функции: соединит Царство Божие с землей и накажет нечестивцев. Однако тексты показывают, что такой Мессия не пришел, члены общины испытывали разочарование, и один из преемников учителя праведности выдвинул еще одну великую идею, схожую с идей апостола Павла, о спасении через веру: «Праведник верой своей будет жить». За страдания и веру в учителя праведности Бог спасет людей. Община на этом посыле существует еще около 170 лет и погибает от рук римского легиона.

Доктор философских наук, профессор РХГА Роман Светлов выступил с сообщением «От Гесиода к Кумрану. Эсхатологические темы в греческой культуре и ессейская эсхатология». Он рассказал об эсхатологических мотивах в греческом эпосе, литературе и философии, сравнив их с мессианством и эсхатологией Ветхого Завета. Он отметил, что эсхатологии в чистом виде в античности не существовало. Формы влияния античной и ветхозаветной культуры имели определенного рода границы. Представления об эсхатоне прошли в античности три периода. К вопросу о конце света обращались некоторые философы, например, Платон. Во всекосмическом контексте первый эсхатон встречается в греческих представлениях в эпическую эпоху, высшим выражением которой была Троянская война — битва героев и богов. Это конец всего, перенесенный из будущего в прошлое. Второй подход к этой теме связан с воззрениями Платона о двух обращениях космоса — прямом и попятном. Третий период связан с ожиданием не только в Греции, но и на всем Средиземноморье конца света, распространением различных гороскопов. Одним из автором, затронувшим эту тему в своих трудах, был Вергилий. Происходит накопление идей, способствовавших возникновению христианского типа представлений о конце света, связанных с ожиданием Мессии.

Слушатели задали спикерам вопросы о месте библейского креационизма в системе взглядов Кумранской общины, об отношении членов общины к смерти, возникновении представления о Золотом веке в античности.

Кумранские рукописи (свитки Мертвого моря) — манускрипты, обнаруженные, начиная с 1947 года, в пещерах Кумрана, ряде других пещер Иудейской пустыни и в Масаде. Исследование рукописей подтвердило, что по крайней мере некоторые из них были написаны именно в Кумранской общине.

ИА «Вода живая»,
22.04.2016