«Страстная седмица» Александра Гречанинова прозвучала в Феодоровском соборе

 
 
 

Как и всегда, в этот вечер храм быстро наполнился людьми: все сидячие места были заняты, многие слушали стоя.

Концерт камерного хора Смольного собора под управлением заслуженного артиста России Владимира Беглецова прошел 17 апреля в верхнем храме Феодоровского собора. В исполнении хора прозвучал цикл песнопений «Страстная седмица» Александра Гречанинова.

Выступление камерного хора Смольного собора под сводами Феодоровского собора уже стало доброй традицией: в течение четырех лет несколько раз в год коллектив исполняет «Страстную седмицу» Александра Гречанинова, «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова и другие духовные песнопения. Вход на мероприятия — свободный. Как и всегда, в этот вечер храм быстро наполнился людьми: все сидячие места были заняты, многие слушали стоя.

С вступительным словом к собравшимся обратился настоятель собора протоиерей Александр Сорокин

С вступительным словом к собравшимся обратился настоятель собора протоиерей Александр Сорокин

С вступительным словом к собравшимся обратился настоятель собора протоиерей Александр Сорокин: «Приближается Страстная седмица, которая наступит через неделю. По традиции, из года в год мы приурочиваем к этому времени концерт «Страстная седмица» Александра Гречанинова. Страстная седмица — это, пожалуй, главное переживание для православного человека во всем богослужебном году. И это переживание складывается не только из текстов, которые мы слышим на богослужении, и из Евангельского повествования (хотя это в первую очередь), но и из того эстетического оформления, которым по праву славится православное богослужение. Эти переживания и размышления станут богаче, если мы привлечем к ним то культурное наследие, которое донесли до нас не только богословы, учителя Церкви и святые отцы, но и люди искусства, такие великие композиторы, как Александр Гречанинов. Это поистине богословие в музыке, богословие в пении, в том мастерстве, которое сегодня рады нам показать исполнители. Дай Бог, чтобы эта музыка наполнила наши сердца пониманием смысла Страстей Христовых и всего того, что мы будем переживать в Страстную седмицу».

Отец Александр напомнил, что цикл, который прозвучит, состоит из богослужебных текстов. В него входят песнопения не только непосредственно Страстной Седмицы: вначале будут исполнены тексты, которые поются на протяжении всего Великого поста, а завершится концерт исполнением богослужебных текстов из последних дней Страстной Седмицы — Великого четверга, Великой пятницы и Великой субботы, когда православные верующие вкушают радость и свет Воскресения Христова.

02
После окончания концерта художественный руководитель и дирижер камерного хора Смольного собора Владимир Беглецов поделился своими впечатлениями: «Сегодня прозвучало, наверное, самое удивительное сочинение Александра Гречанинова, одна из вершин его творчества. Верующему человеку не надо рассказывать, что значит Страстная седмица. Но удивительно то, что практически все песнопения — мажорные, даже погребальное шествие. На мой взгляд, не случайно сочинение с таким скорбным названием, «Страстная седмица», написано в радостных, мажорных тональностях, потому что мы ждем и предвкушаем главное событие. Свет буквально пронизывает всех слушателей, все стены и иконы в храме. В последней части сочинения, когда сила хора удваивается и он становится не четырехголосным, а 22-голосным, мажор окончательно утверждается. Становится понятно, что Бог — это свет».

09

Владимир Евгеньевич отметил, что, хотя камерный хор Смольного собора не является церковным, чаще всего в его исполнении звучит духовная музыка — сочинения Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Александра Кастальского, Александра Гречанинова, Василия Калинникова, Георгия Свиридова, Юрия Фалика. «Традиция русского православного пения и русского хорового искусства — это а капелла. А в музыке а капелла главная вершина — это духовная музыка», — подчеркнул Владимир Беглецов.

«Страстная седмица» — одно из самых проникновенных и наиболее часто исполняемых сочинений Александра Гречанинова. В нем воплотились напряженные духовные поиски композитора, интерес к отечественной истории и древнейшим музыкальным пластам. Хоровой цикл «Страстная седмица» — литургическое музыкальное действо на канонические тексты, относящиеся к разным службам предпасхальной недели. Впервые произведение было исполнено 16 ноября (по старому стилю) 1912 года в Москве Московским Синодальным хором Васильева, на следующий год — в Санкт-Петербурге под управлением автора, а потом наступило забвение до 1990-х. В 1995 году Русская симфоническая капелла под управлением Валерия Полянского записала это произведение для британской звукозаписывающей фирмы «Chandos». С тех пор началась новая жизнь хорового цикла. В 2008 году в храме «Спас на крови» была осуществлена запись «Страстной седмицы» в исполнении камерного хора Смольного собора.

ИА «Вода живая»,
17.04.16