Концерт знаменного пения состоялся в Феодоровском соборе

 
 
 

Знаменное пение - это основной вид древнерусского церковного пения. Название происходит от старославянского слова "знамя", что значит знак.

В верхнем храме Феодоровского собора в воскресенье, 11 апреля, прошел концерт знаменного пения в исполнении ансамбля «Ключ разумения» под управлением Натальи Мосягиной.

Перед выступлением в приветственном слове настоятель протоиерей Александр Сорокин рассказал, что раз в месяц ансамбль «Ключ разумения» как клиросный хор поет на одном из будничных богослужений, которое начинается в семь утра. Еженедельно коллектив собирается в духовно-просветительском центре Феодоровского собора для занятий, которые открыты для всех желающих научиться знаменному пению Русской Православной Церкви.

Концерт знаменного пения состоялся в Феодоровском соборе
В состав ансамбля, существующего уже двенадцать лет, входят выпускники и студенты кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории.

На концерте прозвучали произведения из богослужений различных церковных праздников: Пасхи, Успения Пресвятой Богородицы, из Божественной литургии и Всенощного бдения, постовых богослужений. Большинство песнопений взяты из рукописей XVI-XVII веков российских и зарубежных хранилищ, например, Российской национальной библиотеки Санкт-Петербурга, библиотеки РАН. Была представлена одноголосная и многоголосная традиции. В программу были включены произведения разных стилей. Также прозвучал блок духовных стихов, в которых представлена старообрядческая традиция Верхокамья, несколько стихов рукописной традиции, звучавших в монастырской среде.

Концерт знаменного пения состоялся в Феодоровском соборе
Знаменное пение — это основной вид древнерусского церковного пения. Название происходит от старославянского слова «знамя», что значит знак. Знаменами, или крюками, называли безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов. Древнейшие нотированные знаменами или крюками рукописи относят к XI веку. Знаменный распев представлял собой монодию, одноголосное пение, исполнявшееся в унисон. И лишь в XVII веке рукописи фиксируют появление раннего «народного» многоголосия. В ходе реформ XVII века знаменное пение постепенно вытеснялось формами европейского пения.

ИА «Вода живая”,
12.04.16