Вышел сеятель сеять семя своё, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный.
Евангелие от Луки, 35 зач., VIII, 5-15
Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный.
Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
Он сказал:
вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении.
Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
«Вышел сеятель сеять семя своё». Проповедь иерея Алексия Волчкова
Много веков до Рождества Христова Бог сказал своему пророку Исайе следующие суровые слова:
пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. 10 Ибо огрубело (иначе – отучнело, покрылось жиром) сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. 11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. (Ис.6:9-11)
Учёные считают, что притча о сеятеле, которую мы сегодня слышали, есть мидраш, толкование Иисуса, Его комментарий к этому ветхозаветному пророческому тексту.
Итак, хотя всё так плохо и ничто не может исправить положения, люди глухи и слепы, Сеятель всё равно выходит сеять семя.
Слово Божье нуждается в том, чтобы прорасти в жизни верующего. Господь избирает эту форму общения с нами неслучайно. Притча является самым настоящим зерном! Она падает в почву нашей души, чтобы там расти и однажды дать плод – плод этот состоит в познании Божественных тайн.
Также притча не требует специальной богословской компетенции для своего усвоения. Притча написана простым языком и говорит о высоком и божественном при помощи простых, обыденных вещей. Поэтому притча понятна всем, и образованным, и простым людям!
Какой урок мы можем вынести из этой притчи?
Прежде всего, притча даёт нам утешение и надежду. Мы нередко испытываем депрессию и отчаяние от того, что Евангелие вроде бы никак не действует в нашей жизни, что ничего не меняется. Притча нас утешает – не переживай, что всё умерло, в действительности каждое семя, даже упавшее на добрую почву, должно умереть, перестать жить своей жизнью, чтобы принести плод! Притча говорит нам – не переживай, время жатвы близко!
Эту притчу можно понять неверным образом. Можно сделать ошибочный вывод – что изначально на земле есть разного рода люди – как есть разные почвы. Некоторым людям никогда не получится понять и разделить Благую весть! Для этого они слишком греховны, мало (или много-) образованны, не являются людьми европейской культуры (или наоборот – людьми таковой культуры являются)! Важно одно – они дурная почва. В отличии от нас – таких прекрасных и восприимчивых к Истине людей. Друзья, обратимся к реалиям жизни и проповеди нашего Господа! Нередка именно дурная, безнадёжная, обречённая почва оказывалась наиболее восприимчивой – самаряне, грешники, блудницы, язычники и прочие – все они были камнями и придорожной землёй.
При этом добрая земля, Божий виноградник, божья пашня, Израиль оказался равнодушен к проповеди галилейского проповедника
Притча открывает нам важную истину – до поры до времени лишь Бог знает, какая именно мы почва. Скажу иначе – мы – постоянно меняющаяся почва — утром я каменистая почва, а вечером дорога! Вечером я покрыт терниями, а днём, на некоторое время, я оказываюсь «доброй почвой».
В этой ситуации единственно верным решениям и для Бога, и для каждого из нас, людей Церкви, будет разбрасывание семян везде, где только это можно.
Притча – притча надежды – хотя весь мир равнодушен и занят своим, всегда есть кто-то, кому получается иногда услышать.
Против всякой религиозной гордыни. Верующим свойственно говорить о себе в категориях – я нашёл, я открыл, я додумался, я пришёл. Притча показывает нам наше место. Мы – это прежде всего Адам, существо из земли, мы – земляные человеки. Мы – земля. Наше участие в деле спасения во многом пассивно, Бог делает основную работу. Все что от нас зависит – получить это зерно. Зерно веры и нашего сыновства!
Есть ли враги у этого семени? Есть и, как показывает толкование на эту притчу, немалые – суета, слабость нашего характера, отсутствие укоренённости в познании Бога – всё это условие для того, чтобы зерно было бы однажды похищено у нас.
В этой притче Бог призывает нас к великому сеянию
Дабы поле Божье было полно.
Чтобы мир насытился словом Бога!