В лабиринте храма. На Пасху в Федоровском соборе наполняют водой мраморную купель

 
 
 

Материал газеты "Санкт-Петербургские ведомости". Автор: Олег Рогозин

История собора Феодоровской иконы Божией Матери связана исключительно с круглыми датами. К 300-летию царствующего дома Романовых храм построили, к 400-летию свергнутой семьи восстановили. Теперь приближается 100-летие гибели императорского семейства… «Избави Бог от таких потрясений», — думаешь, идя по лабиринту, размещенному в нижнем храме собора.

Линии лабиринта то ведут тебя к самому центру, то уводят совсем на обочину.

Лабиринт символизирует путь человека к Богу, который никогда не бывает простым и легким, — поясняет протоиерей Александр Сорокин, настоятель Федоровского собора (на снимке). — Порой кажется, что ты уже совсем близок к нему, но что-то опять уводит тебя в сторону. И в тот момент, когда оказываешься в самой дальней точке лабиринта и думаешь, что совсем далек от Господа, вдруг открывается, что вышел на последний прямой отрезок к центру — к постижению Бога.

Подобная символика — большая редкость для православных храмов. Более того, Федоровский собор единственный в России, где в самом его центре изображен лабиринт. Хотя в европейской традиции такие изображения существуют. Наш лабиринт — уменьшенная в четыре раза копия рисунка, изображенного в католическом соборе французского города Шартр.

Создателям интерьера нижнего храма, можно сказать, повезло. Собор Феодоровской Божией Матери строился на народные деньги к 300-летнему юбилею царствующей семьи, который отмечали в 1913 году. Но, как у нас водится, завершить строительство непосредственно к дате не успели. Только 15 января 1914 года в присутствии императора Николая II и членов его семьи освятили верхний храм собора. О нижнем, который задумывался как храм святого князя Александра Невского, тогда даже не вспоминали, он еще не имел никакого оформления. Поэтому при восстановлении собора ничто не мешало уже нашим современникам воплотить свои идеи по оформлению церкви.

Проект интерьера нижнего храма разработан православным иконописцем — архимандритом Зиноном. Он собственноручно написал фрески в алтарной части и некоторые из икон. По эскизам Зинона и с одобрения настоятеля отца Александра разместили здесь лабиринт, сделали открытым, что тоже неожиданно для церковной культуры, алтарное пространство — с престолом под мраморной сенью. Еще одна достопримечательность нижнего храма — большая купель, тоже мраморная.

— Часто ее используете по назначению? — интересуемся у настоятеля.

— Раз в год, — был ответ. — Младенцев крестим еженедельно, но для этого большая глубокая купель не нужна. А вот обряд крещения взрослых проводим на Пасху, трижды окунаем их здесь с головой. Но только после того, как они в течение нескольких месяцев пройдут катехизацию — воцерковление. Для меня было всегда сомнительным крещение взрослых людей по первому их желанию. К вере надо прийти. Да и не хочется лишать радости человека пройти обряд крещения с полным осознанием им значения этого шага.

Немало удивительного и в интерьерах верхнего храма собора, названного непосредственно по Феодоровской иконе Божией Матери, связанной с призванием Михаила Федоровича Романова на царство в 1613 году, и преподобного святого Михаила Малеина, в честь которого получил имя Михаил Романов. Чего только стоит паникадило — главная люстра храма!

Изумительная конструкция выполнена в форме шапки большого наряда Михаила Федоровича — царского венца. Паникадило сверкает светильниками, декорированными под драгоценные камни. И люстра, и царское место, и впечатляющий иконостас — все это новоделы. Но воссозданы с мастерством, как верится, не уступающим умениям русских художников прежних веков.

Проект иконостаса разработан петербургским институтом «Спецпроектреставрация». Резная его часть выполнена в Греции, а иконы написаны петербургскими иконописцами. Часть окон занимают фотокопии тех икон, которые раньше находились в соборе, а теперь входят в экспозицию Музея истории религии.

— Не стремитесь вернуть иконы в собор? — спрашиваем у протоиерея Александра.

— У меня к этому двоякое отношение, — говорит настоятель. — С одной стороны, было бы оправданно вернуть иконы на то место, для которого они были предназначены. Но ведь нельзя не оценивать и того, что сохранены они были благодаря музею и продолжают в его стенах выполнять культурно-просветительскую функцию. Кстати, и само здание собора принадлежит государству, церкви оно передано в бессрочное и безвозмездное пользование.

После этих слов нельзя не вспомнить, что воссоздание собора Феодоровской Божией Матери — с окончанием 60-летнего периода работы в его стенах одного из крупнейших молокозаводов Ленинграда — проводилось на государственные деньги. И еще на средства, привлеченные попечительским советом с участием губернатора Петербурга того периода Валентины Матвиенко.

Удивительно, что, когда собор Феодоровской Божией Матери передавали церкви и позднее, когда его восстанавливали, об уникальном храме говорили и писали много. Но после начала его церковной жизни Федоровский собор почти выпал из общественного внимания. Между тем здание построено и восстановлено в духе лучших древнерусских традиций. А его интерьеры уникальны не только для нашего города, но и для всех церковных сооружений России.

Еще один символ, который закладывали при строительстве храма, — единение двух столиц: Петербурга и Москвы. И потому к колокольне собора примыкает стена, напоминающая кремлевскую. Хотя выглядят эти кремлевские узоры в петербургской городской среде весьма экзотично.

— Главная ценность нашего собора в том, что в нем воплощена работа выдающихся современных отечественных мастеров церковного искусства. Нижний храм продолжает византийские архитектурные и интерьерные традиции, верхний — московские, — отмечает протоиерей Александр Сорокин.

Если же говорить о церковной жизни храма, то одной из ее составляющих остается трагедия царской семьи. В ночь с 16 на 17 июля, когда были расстреляны император всероссийский и его семейство, каждый год в храме совершается богослужение. Один из алтарных престолов верхнего храма посвящен членам царской семьи.

— К 16 июля 2018 года, 100-летию гибели императорской семьи, будем организовывать или музей, ей посвященный, или масштабную выставку, — отмечает настоятель храма. — Ведь Николай II и члены его семьи канонизированы Русской православной церковью как новомученики и святые.

Источник