В рамках лектория "Древние тексты в современном мире" будет проведено более 20 лекций, посвященных Ветхому и Новому Заветам, которые прочтут лучшие специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы.
Лекция заведующего кафедрой библеистики СПБГУ профессора Анатолия Алексеева «Феномен Священного Писания в религиях. Писание в жизни Израиля» состоялась 18 октября в соборе Феодоровской иконы Божией Матери. Она стала первой в цикле «Древние тексты в современном мире».
«Древние тексты в современном мире» — культурно-просветительский проект, ставящий пред собой цель рассказывать о духовной культуре древности в формате edutainment (education+entertainment, просвещение в легкой для восприятия, гостеприимной форме подачи). Руководитель и автор проекта клирик Феодоровского собора иерей Алексий Волчков отметил, что с момента возобновления церковной жизни на приходе Феодоровского собора возник интерес к изучению и комментированию Священного Писания. «У нас постоянно проходят лектории, конференции, лекции, где выступают видные специалисты по Священному Писания, — сказал он. — С недавнего времени появилась «Школа библейской филологии». У нее два направления — изучение библейского иврита и греческого языка Нового Завета и лекции, посвященные Ветхому Завету. В этом году мы выиграли президентский грант, что даст нам возможность продолжать наше дело более основательно, качественно, на большую аудиторию».
В рамках лектория «Древние тексты в современном мире» будет проведено более 20 лекций, посвященных Ветхому и Новому Заветам, которые прочтут лучшие специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы. Открытые лекции и занятия по филологии будут адресованы не только жителям Санкт-Петербурга, но и широкой аудитории русскоязычных пользователей сети «Интернет».
Настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин поздравил присутствующих с началом лекций.
«Началом христианского просвещения является Слово Божией, написанное в древности, но актуальное всегда и для всех, — сказал он. — Знаменательно, что лекции начинает профессор Анатолий Алексеев, так как он участвует в просветительской деятельности нашего прихода с самого начала. У меня с ним содержательное и давнее знакомство. И сегодня я сам с удовольствием его послушаю».
Начиная лекцию, профессор Анатолий Алексеев отметил, что Библия является Священным Писанием и иудеев, и христиан. «Известно, что иудейское Священное Писание повлияло на христианское, но и христианское повлияло на иудейское», — сказал он.
Докладчик напомнил, что в период конца первого тысячелетия до нашей эры — начала первого тысячелетия нашей эры во многих религиях возникают или оформляются священные тексты. Немецкий философ Карл Ясперс назвал это время осевым — поворотом от мифологического к рациональному сознанию. Священные Писания всех религий — это попытки осмыслить структуру мира и место человека в нем. Все они – теоцентричны, в своем центре имеют понятие «Бог».
«Хотя Библия роднится с многими произведениями древней литературы, у нее особая судьба, — продолжил Анатолий Алексеев. — Отчасти это связано с той цивилизацией, которую создали христианские народы. Эта цивилизация универсальна. Ее универсальность в абсолютной ценности всякой личности. Достижение европейского народа в том, что он воспринял Библию как инструмент жизни. Сейчас в тяжелые, даже страшные времена опереться можно только на христианство».
Был затронут вопрос об устной и письменной традиции Писания. Священное Писание не является первым письменным памятником. Первые письменные памятники — это деловые бумаги. Древняя письменность — клинопись, рисуночное письмо, возникла около 3300 года до нашей эры. Алфавитное письмо в Древнем Египте возникло в связи с подвластной ей тогда Палестиной, когда было необходимо записывать названия ее городов.
Слово «Библия» появилось около 1420 года в сочинении Фомы Аквинского «Подражание Христу». Греческое слово «Biblion» среднего рода множественного числа встречалось и раньше. А латинское «Biblia» женского рода единственного числа — впервые у святого Фомы Аквинского.
Когда в середина XV века Иоганн Гутенбург, первопечатник, издал первую печатную Библию с предисловием блаженного Иеронима, переводчика, на обложке не было слова «Библия». Оно появилось только через 20 лет.
В России первая печатная Библия была издана в 1499 году. Она носит название Геннадиевская. Все предыдущее время не было необходимости в полной Библии, так как в Церкви на богослужении использовались только некоторые отрывки.
Лектор рассказал о принятии канона Священного Писания христиан, в который не вошли некоторые книги, носящие название неканонические, о его влиянии на иудейский канон и других вопросах.
Текст: Татьяна Мазепина; Фото: Андрей Петров (ИА «Вода живая»)