Бражниковские чтения завершились 10 ноября в Феодоровском соборе.
Божественную литургию древнерусским распевом возглавил иерей Вячеслав Завальный в сослужении настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы при консерватории протоиерея Виталия Головатенко. Сводный хор участников и гостей чтений исполнил песнопения древнерусских стилей конца XVII века — одноголосные и многоголосные.
Как рассказала преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства консерватории, руководитель ансамбля «Ключ разумения» Наталья Мосягина, в рамках чтений прошел мастер-класс по разучиванию песнопений Божественной литургии. Раньше русское многоголосье звучало в соборах на архиерейских службах — Феодоровский собор соответствует традициям такого пения.
Настоятель собора храма протоиерей Александр Сорокин провел экскурсию в храме-часовне Новомучеников и исповедников Российских.
Темой заседания стали церковно-певческие традиции XVII-XXI веков. Его вели научный сотрудник Музыковедческого института Сербской академии наук и искусств профессор Весна Сара Пено и научный сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Лада Кондрашкова.
- Прозвучал доклад Ирины Жуковской из Витебска «Песнопения постного обихода в «Ирмологионе» 1598-1601 годов».
- Весна Сара Пено из Белграда в докладе «Сербское церковное пение в контексте певческих традиций на Балканах» отметила, что в ее стране в силу исторических причин не осталось древних нотированных рукописей. Со времен турецкого владычества сохранилась устная память, в XIX веке песнопения все-таки были зафиксированы Стефаном Мокранецом и Корнилием Станковичем. Сегодня можно говорить о так называемом сербском народном пении, корни которого, как и древнерусского пения, лежат в византийской традиции.
- С докладами выступили также Александр Андреев из Денвера (США) — «Исполнялись ли библейские песни в XVII веке: по материалам соловецкого ирмология»,
- Евгения Гатовская из Москвы — «Концерты Василия Титова на тексты стихир великомученику Димитрию Солунскому»,
- Оксана Серикбаева из Москвы — «Способы и формы исполнения богослужебных текстов в древнерусских и старообрядческих уставах и их реализация в богослужениях рижской Гребенщиковской старообрядческой общины»,
- Елена Михайлова — «Духовно-музыкальная деятельность Сергея Ляпунова в послереволюционное время»,
- Дмитрий Шабалин из Краснодара — «Новые открытия античных, средневековых и кавказских ладов».
По окончании был отслужен молебный канон Пресвятой Богородице греческого распева. Наталья Мосягина рассказала, что ансамблем «Ключ разумения» проводилась реконструкция песнопений из древнерусских рукописей конца XVII века. «Молебный канон Пресвятой Богородице почти нигде не служится. Монах Феостирикт написал текст, страдая душевной болезнью. Его рекомендуют читать в скорбях. Иногда канон звучит в современном обиходе, но ансамбль восстановил распев XVII века. Он исполняется в Феодоровском соборе каждую вторую пятницу месяца в 18:00.
Чтения закончились концертом ансамблей древнерусской музыки консерватории «Знамение» и «Ключ разумения», хора Капеллы, женского состава византийского хора «Пахомий Логофет». Приветствуя гостей, протоиерей Александр Сорокин напомнил, что в этом году чтения посвящены мученичеству за веру: «Это важная часть веры. В Феодоровском соборе уместно провести конференцию — как, впрочем, и во многих других храмах, которые клирики и прихожане которых вплоть до смерти исповедовали веру во Христа».
По словам Натальи Мосягиной, в певческом искусстве важно соединение теории и практики. Раньше теоретиками в этой области являлись наиболее грамотные певчие, но сейчас порой теория отделена от практики, и в храмах, в основном, звучит концертное пение. Традиция многоголосного гармонического пения имеет не такую долгую историю, как древнерусского. Наталья Мосягина подчеркнула, что пение за богослужением должно быть молитвой, а не концертом, услаждающим только ухо: пение — это инструмент, который настраивает на определенное состояние.
Завкафедрой древнерусского певческого искусства консерватории, научный консультант Фонда поддержки русского искусства и православной культуры Екатерина Смирнова рассказала, что впервые в этом году симпозиум начался Божественной литургией и закончился молебном.
«Надеемся, что это станет традицией, — отметила она. — Чтения направлены на то, чтобы включить прекрасные образцы русского церковно-певческого наследия в богослужебную жизнь и вернуть их в культурное поле. Каждый год мы принимаем гостей из стран мира, которые изучают православные певческие традиции. В этом году приехали исследователи из Португалии, США, Белоруссии, Сербии».
В рамках чтений 9 ноября была открыта выставка в отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Чтения прошли под эгидой VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.
ИА «Вода живая»,
10.11.17