Лекция Максима Калинина (ОЦАД)
Последняя лекция цикла прошла 24 июня в соборе Феодоровской иконы Божией Матери. Преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Максим Калинин прочел лекцию » Библейская экзегеза в восточносирийской мистике. Исаак Сирин и Иосиф Хаззайя».
Руководитель культурно-просветительский проекта «Древние тексты в современном мире» иерей Алексий Волчков, приветствуя собравшихся, напомнил, что цикл лекций проходил с сентября 2017 по июнь 2018 года и имел своей целью на хорошем качественном уровне осветить основные этапы развития библейской традиции — как она зарождалась, существовала, оформлялась, интерпретировалась. Проект включал лекции, языковые занятия (библейский иврит, греческий язык Нового завета). Проект также предполагает создание сборника учебных текстов.
Лектор Максим Калинин назвал древнехристианскую сирийскую традицию одной из наиболее сильных духовных движений исторического христианства. Он отметил, что понятие Сирия первых веков XX века включала территории современной Сирии, южной и восточной Турции, весь современный Ирак. Название «Сурия» восходит к греческому обозначению Ассирия — регион северной Месопотамии.
«Именно Сирия являлась одним из очагов раннего христианства, там возникло слово «христианин» (Деян. 11:23), — напомнил докладчик. — Это случилось в Антиохии. Кроме того, в Сирии апостол Павел обратился ко Христу (Деян.9). Из Антиохии начинались три его миссионерские путешествия».
Было отмечено, что некоторые исследователи называют Евангелие от Матфея первым известным памятником сирийской христианской литературы, предполагая, что евангелист Матфей жил в Сирии. Первым сирийским писателем считается Бар-Дайсан (Вардесан).
Государство Осроэна — первое государство, принявшее христианство. Это произошло в III веке. Считается, что христианство туда принес апостол Фаддей. С начала III же века окончательно оформилось разделение сирийского христианства на две ветви: западную (в пределах Римской империи) и восточную (в пределах Сасанидского Ирана). В конце IIIвека государство принимает зороастризм, начинаются гонения на христиан.
У двух ветвей сирийского христианства была разная иерархия — западносирийские христианские общины находились в юрисдикции епископа Антиохии, восточносириские христианские общины подчинялись епископу Селевкиии-Ктесифона.
В истории сирийского христианства большое значение имели две сирийские богословские школы. Нисибин, его известным преподавателем был Ефрем Сирин. И Эдесса, которая была основана святым Ефремом после его переезда из Нисибина в 363 году.
На лекции присутствовали прихожане Феодоровского собора, студенты СПбГУ, учащиеся духовных школ, любители церковной истории.
В реализации проекта большую роль сыграла кафедра библеистики Филологического факультета СПбГУ. Информационную поддержку оказывал епархиальный информационный отдел. С материалами проекта (ролики лекций, тексты выступлений) можно ознакомиться на сайте проекта — http://texts.aquaviva.ru.
«Древние тексты в современном мире» — культурно-просветительский проект, ставящий пред собой цель рассказывать о духовной культуре древности в формате edutainment (education+entertainment, просвещение в легкой для восприятия, гостеприимной форме подачи). Открытые лекции, занятия по филологии адресованы жителям Санкт-Петербурга, а также широкой аудитории русскоязычных пользователей сети «Интернет». Лекторами просветительского проекта выступят лучшие специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы. Цель проекта — популяризация древних языков (библейский иврит, древнегреческий, славянский), а также просвещение в области истории духовных традиций древности.
Проект реализуется на средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов (№ заявки: 17-1-003764).
ИА «Вода живая»,
25.06.18