Чему посвящен праздник Богоявления? Почему когда на Востоке празднуют Крещение, на Западе вспоминают поклонение волхвов? Что мы достоверно знаем об этих событиях и евангельских чудесах? Чтобы быть верующим, обязательно ли верить в чудо? Есть ли особые свойства у крещенской воды и как их объяснить? Что происходит во время крещенских купаний? Совершаются ли чудеса сегодня?
О смысле праздника Крещения и распространенных ритуалах рассуждает протоиерей Димитрий Сизоненко.
В рамках лектория «Предание.ру» 17 января в Свято-Владимирской школе Новодевичьего монастыря состоялась лекция клирика Феодоровского собора протоиерея Димитрия Сизоненко «Крещение Христа и крещенские купания».
Бал показан видеоролик с сюжетами о крещенских традициях Болгарии, Испании, Эфиопии. Практически во всех странах христианского мира празднование включает традицию погружения в освященную воду.
Лектор рассказал об истории зарождения празднования Крещения. В IV веке святитель Иоанн Златоуст ввел традицию дня Богоявления — одновременно с праздниками Рождества Христова, Обрезания и Крещения Господня. В цикле празднования Богоявления при святителе Иоанне Златоусте сохранялось воспоминание о свадебном пире в Кане Галилейской, так как в Евангелии от Иоанна именно это событие стало первым чудом Христа, и описывается греческим словом «αρχή» — «начало». Тем же словом «начало» определяются все праздники цикла Богоявления.
В XIX веке крещенские гуляния с купанием в проруби в России принято было считать пережитком «народного православия» и отсылкой к язычеству.
Отец Димитрий подчеркнул, что праздник Богоявления дает ответ на вопрос о «доказательстве существования Бога», которое считается таким важным для современного рационального человека. Истина заключена в том, что Бог являет Себя миру, поэтому доказательств Его существования не требуется: если Христос не родится, не вступит на крестный путь и не воскреснет в сердце человека, все остальное не имеет смысла.
«В ночь, когда мы празднуем Крещение Господне, любая вода становится сопричастна первым водам начала бытия, — сказал отец Димитрий. — Именно над той водой первых дней творения произносится первое благословение и парит Святой Дух. А молитвы, которые читаются на освящение воды в крещенские дни, схожи с молитвами над водой перед крещением людей».
В череде празднований явлений Бога (греч. «эпифания») отец Димитрий наряду с праздниками Рождества и Крещения выделил Пасху и Преображение Господне.
Лектор обратил внимание на параллели между праздниками Богоявления и Пасхи. Сошествие в Иордан на иконе Крещения Господня, к примеру, часто схоже с изображением на иконе «Сошествие во ад»: «Получается, что мы погружаемся в смерть или воду с головой, чтобы родиться уже в новом качестве — воскреснуть».
Следующим общим элементом подобных эпифаний является откровение Святого Духа. На Иордане — в виде голубя, который спускается с неба и прибывает с Христом, во время Преображения — это облако.
Отец Димитрий пожелал слушателям, чтобы в праздничные дни Христос стал для каждого источником радости и просиял в душе светом любви с новой силой: «Мы становимся ближе к Воскресению, и его свет все больше наполняет наш внутренний мир светом и радостью. Желаю, чтобы центром праздника было Слово — то есть воскресший Христос».
На сайте «Предание.ру» в разделе «Лекторий» размещены анонсы встреч и лекций, а также видеозаписи прошедших мероприятий.
ИА «Вода живая»,
17.01.19