С приходом осени Феодоровский собор, как большой корабль, снова готов отправиться в новое плавание.
Для того чтобы было проще сориентироваться в возможностях, которые открывает наступающий сезон, настоятель храма отец Александр Сорокин рассказывает о разнообразии палитры духовных, просветительских, культурных и социальных проектов, которыми будет наполнен предстоящий год.
С тех пор как возродился наш приход, мозаика проектов, служений и инициатив Феодоровского собора постепенно становится все более разнообразна, так что каждый год дополняет ее все новыми и новыми идеями и начинаниями. Полное и подробное их перечисление было бы довольно громоздким и потому вряд ли нужным, поэтому остановлюсь на тех, которые я бы выделил как уже проверенные и востребованные.
Одним из самых важных направлений для нас всегда была, есть и, надеюсь, будет катехизация (оглашение). Об этом у нас, в Феодоровском соборе, написано, объявлено и сказано уже так много, что подробно на этом останавливаться не буду.
Подчеркну лишь еще раз, что оглашение для нас – центральное служение, а все остальные наши проекты прямо или косвенно, как-то, возможно, опосредованно, связаны с ним.
Ведь все они помогают людям обрести для себя церковь и обогатить свою жизнь во Христе. Катехизация – это то, на что мобилизованы существенные ресурсы Феодоровского собора: и человеческие, и богослужебные, и инфраструктурные, и финансовые, и все прочие.
Не заканчиваясь на программе оглашения, которая длится у нас ежегодно с октября по июнь, на следующем этапе катехизация находит свое развитие в формате религиозно-просветительских курсов, представляющих собой двухгодичный лекторий по основным богословским дисциплинам. Они – для тех, кто хотел бы повысить свой уровень богословской грамотности. Важно отметить, что на наши курсы мы приглашаем не только тех, кто прошел катехизацию именно у нас, а всех, кто имеет какие-то базовые понятия о церкви, о вере, богослужении и пр. Подробнее о том, что представляют собой религиозно-просветительские курсы с точки зрения содержания, регламента, условий поступления и обучения можно узнать у их руководителя – отца Владимира Коваль-Зайцева.
Еще одним направлением в этой связи стало для нас детище отца Алексея Волчкова – Школа библейской филологии. Отец Алексей занялся этим проектом несколько лет назад, и ключевым словом здесь является слово «филология», поскольку речь идет о языках, на которых была написана Библия. Это иврит и древнегреческий язык. Дополнительно в рамках Школы отец Алексей сам преподает церковнославянский язык – тоже язык библейский, поскольку на нем читается Священное Писание.
Хотя мы и практикуем параллельное чтение Писания на церковнославянском и русском языке во время богослужения, это язык церкви, который неплохо бы понимать во всей его выразительной емкости.
Как в прошлые годы, так и в этом году у нас работают открытые евангельские группы. Открытыми они называются потому, что посещать эти группы может любой человек из числа как наших прихожан, так и прихожан других храмов. Открыты они и для людей, просто находящихся в поиске, иных конфессий и вообще для всех, кому данный формат представляется органичным. За регламентом в группе следит ведущий. Суть регламента заключается в том, что после совместного прочтения отрывка из Священного Писания участники группы последовательно делятся своими размышлениями, соображениями, открытиями или вопросами, которые созрели у них в ходе совместного чтения Евангелия. Этот формат подходит не всем, и даже есть те, которые относятся к нему с некоторой долей скепсиса. Но есть много людей, которым он кажется очень продуктивным. И мне кажется, он органично вписывается в нашу общую атмосферу внимания к Слову Божию, которое мы изучаем разными способами: будь то проповеди священников на литургии, или лекции специалистов, или, как в данном случае, обмен мыслями самых разных людей с единственным условием – быть способным принять духовный поиск другого с уважением.
Отдельное место в ряду наших просветительских проектов занимают циклы лекций по искусству. В их числе, например, лекции по иконописи и истории иконы, которые читает наш прихожанин – кандидат филологических наук, специалист по социологии культуры Вадим Семенков, или музыкальный лекторий Георгия Ковалевского, который рассказывает о духовной ценности мировой музыкальной классики.
Поскольку среда в Феодоровском соборе – день лекционный, в какие-то из дней (точнее, вечеров) отец Алексей ведет занятия по церковнославянскому языку (см. выше), а в какие-то организовывает встречи с лекторами, чей научный интерес лежит в плоскости филологии, библейской экзегетики и философии.
Из новинок этого года имеет смысл упомянуть курс отца Дмитрия Сизоненко: в этом году отец Дмитрий приглашает всех желающих к совместному чтению книги «Песнь песней» и размышлению над ней. Это непростой ветхозаветный текст, который требует внимательного и тонкого подхода.
Говоря о культурных проектах Феодоровского собора, опять назову концертные выступления хоровых коллективов, как известных – например Концертного хора Санкт-Петербурга, который по уже сложившейся традиции скоро выступит с «Всенощной» Рахманинова, так и любительских хоров, исполняющих духовную музыку. Программа концертных выступлений всегда доступна на нашем сайте.
Для семейных пар и в этом году продолжит свою работу проект «Добро пожаловать в Кану», где супруги имеют возможность осмыслить свой путь сквозь духовную призму и вместе искать ответы на вопросы, которые не всегда очевидны двоим в ежедневной суете. Кураторами проекта выступают Анна и Максим Ершовы.
Вот уже третий год у нас собирается женская евангельская группа «Женщины в свете Писания», за которую отвечает Елена Шваркунова. Это тоже форма общения вокруг Библии.
Всегда есть желающие петь в церковном хоре. Для этого у нас имеется несколько возможностей. Прежде всего, это любительский хор Феодоровского собора под руководством Дмитрия Шелковина, который недавно сменил на этом посту Веру Петрову, уехавшую в Китай в длительную командировку по своей основной профессии (преподаватель дирижирования в консерватории). Минимальных условий для того, чтобы присоединиться к любительскому хору, – два. Первое – наличие музыкального слуха и голоса (отсутствие музыкальной грамотности – препятствие временное и устранимое), а второе, но не менее важное, – наличие времени и возможности ходить на репетиции, а не только на службы. Тут должна быть, безусловно, высокая мотивация к певческому служению, поскольку объективно это очень серьезный труд.
Еще у нас есть коллективы знаменного (древнерусского) и византийского пения, которые суть тоже любительские хоры, поэтому, если кого-то особенно вдохновляют эти музыкальные направления, им тоже будут рады. Руководители: Наталья Мосягина (знаменное пение) и Серафим Астахов (византийское пение).
К числу волонтерских служений у нас относится и служение звонарей. Наш старший звонарь Владлен Пигарев, которому мы все очень благодарны за то, как он сумел организовать работу, всегда приветствует участие единомышленников и с удовольствием возьмет под свое крыло всех, кому близка тема колокольной музыки не только в качестве просто увлекательной темы, но и в качестве регулярной звонарской практики перед богослужениями.
Все вышеупомянутые проекты, инициативы и служения очень важны, и мы еще продолжим перечисление, но отдельно я бы хотел остановиться на таком жизненно важном деле, как служение Марф. На первый взгляд оно, может быть, не так ярко и выразительно, как все остальные, но от этого не менее необходимо. Как известно, Мария благую часть избрала (Лк. 10:42), но жить без Марф объективно сложно. Служение Марф – это подготовка трапез, чаепитий, во-первых, после литургии по воскресеньям и праздникам для всех прихожан и гостей, которым важно общаться друг с другом после службы обстановке, а во-вторых, во время катехизации (совместный чай – существенный фактор оглашения). Обращу внимание на то, что в служении Марф могут принимать участие и мужчины, поскольку их помощь в этом служении также востребована.
Есть у нас и молитвенное служение: совместное чтение Псалтири и молитва друга за друга и за других. Его координирует Александра Анисимова, к которой можно обратиться, чтобы записаться в участники молитвенной группы.
Говоря о проектах социальной направленности, которыми мы занимаемся, упомяну программу «Вера и свет» и семейные выезды «Солнечная горка». Они посвящены служению детям с особенностями развития и их родителям. Важно заметить, что, по свидетельству Марины Михайловой, которая вместе с другими отвечает за это направление, участие в нем важно не только для «солнечных» детей и их пап и мам, но и для самих служителей-волонтеров. Помимо еженедельных встреч, богослужений и занятий с детьми непосредственно в рамках программы, раз в год летом мы организуем совместно с нашими братьями и сестрами из Франции выезд семей в какую-либо рекреационную зону Ленинградской области. Эта инициатива из года в год также пользуется неизменным успехом.
Говоря о совместных выездах, нельзя не упомянуть и так называемые «феовыезды». Этот неологизм мы стали использовать несколько лет назад, когда у нас вошло в практику выезжать на несколько дней за город, как правило на выходные (конец пятницы, суббота и воскресенье), для того чтобы провести время вместе в отдыхе, дружеском общении, совместной молитве и чтении Евангелия. Происходит это один или два раза в год, и тем, кто готов сопровождать и поддерживать эту инициативу, тоже всегда рады.
Из того, каким еще образом можно найти применение своим талантам и силам в жизни прихода, назову поддержку работы нашей библиотеки. Несмотря на глобальную цифровизацию, желающие читать книги в классическом формате есть, и в их распоряжении несколько тысяч томов, которыми библиотека располагает. Заведующая библиотекой Людмила Голубкова будет очень рада не только новых читателям, но и волонтерам, готовым помогать встрече книги и читателя: оформлению новых книг, которыми непрестанно пополняется наш книжный фонд (за прошедшее лето поступило примерно три тысячи книг, которые необходимо оформить), выдаче книг, записи новых читателей и т.д.
Много проектов Феодоровского собора посвящено работе с детьми. Это прежде всего наша Воскресная школа, которой руководит Александра Коваль-Зайцева, а также организация занятий и досуга детей во время богослужения до причастия: дети проводят время в создании иллюстраций к евангельскому сюжету дня.
Проводятся и детские праздники, из которых самые масштабные, пожалуй, – это Рождественский праздник и весенний праздник для детей «Зеленая горка».
Регулярно совершается у нас литургия с участием детей, или детская литургия. Для кого-то такая инициатива может показаться небесспорной, но мы этот формат все-таки практикуем, поскольку его аудиторией являются не только дети, которым предлагается более активно и осмысленно участвовать в богослужении, но и взрослые, у которых, в свою очередь, таким образом появляется возможность открыть для себя что-то новое или ранее ускользавшее из внимания. Детская литургия проходит у нас 6 раз в год: первая из них в октябре, далее в начале Рождественского поста, затем на второй день Рождества, перед Великим постом, в Вербное воскресенье и в конце мая – как правило, в один день с «Зеленой горкой». А для самых маленьких (кто «под стол пешком ходит») во время воскресной поздней литургии, совешаемой в верхнем храме, устраивается детский «уголок», точнее расстилается ковер с игрушками в притворе нижнего храма. При этом аудио-трансляция литургии позволяет не выпадать из хронологии воскресной службы.
Еще одним детским проектом является наш детский хор, к которому могут присоединиться дети начиная с шести лет. Занятия проводят Христина Стрекаловская и Лейла Аббасова.
Примечательную и полезную часть жизни нашего прихода составляют трезвенники: это и трезвенники братца Иоанна Чурикова, собрания которых проходят каждое воскресенье в два часа дня (совместные молитвы, проповедь на тему Слова Божия, обет трезвости для желающих), и группы взаимопомощи зависимым и созависимым, которыми руководит диакон отец Олег Луферов.
Хотелось бы особо отметить, что абсолютно всё, что у нас происходит, начиная с катехизации, происходит потому, что есть люди, которые готовы поделиться своим опытом, инициировать и реализовывать самые разнообразные проекты, если они находят отклик и приносят пользу. И еще важный момент: это ВСЕГДА только наши прихожане, как правило волонтеры, хотя в качестве участника или слушателя может быть кто угодно! А узнать о том или ином служении или проекте подробнее, получить контактную информацию об ответственных можно в соответствующих разделах на нашем сайте, где вся эта палитра представлена.
И, наконец, учитывая широкое разнообразие наших дел и планов, возникает закономерная потребность донести информацию о них до как можно большего круга людей – не только прихожан, но и всех, кому это могло бы быть интересно. Для этой цели у нас существует информационное служение, с помощью которого мы оповещаем желающих о предстоящих событиях различным способами: через устные объявления после служб, на информационных стендах в храме и Просветительском центре, на сайте, в социальных сетях и пр. Причем это не только анонсы того, что планируется, но и рассказ о произошедших событиях, сопровождаемый фото-, видеорепортажами, текстовыми публикациями. Так пишется летопись жизни Феодоровского собора. Это – во многом опять-таки зона ответственности отца Алексея Волчкова, который всячески приветствует участие волонтеров и в этом служении.
Мы стараемся оперативно реагировать на обратную связь ради совершенствования качества информационного поля Феодоровского собора и, в целом, формирования адекватного имиджа нашего прихода.