Готовится к публикации книга протоиерея Александра Сорокина «От Пасхи к Пасхе. Пособие по катехизации, или оглашению, составленное на основе многолетнего опыта в Феодоровском соборе». Предполагается, что она выйдет в свет ближе к осени или осенью 2020 года. Публикуем некоторые отрывки из книги (по одному отрывку каждый понедельник до конца августа).
Перейти к остальным отрывкам — здесь.
Кто покидает храм после возгласа «Елицы оглашеннии, изыдите»?
Ектения об оглашаемых заканчивается призывом диакона «Елицы оглашеннии, изыдите», трижды повторенным для пущей убедительности.
В настоящей общепринятой практике в этот момент из храма никто никуда не уходит, хотя такой приём имел бы (и имеет там, где он осуществляется) нагляднейшее и убедительнейшее педагогическое, катехизическое значение.
Вопрос о том, кто покидает храм после возгласа «Елицы оглашеннии, изыдите», имеет как будто один-единственный очевидный ответ: уходят оглашаемые, то есть те, кто готовятся к крещению, ибо они не могут присутствовать на литургии верных. Правда, случаи такие настолько редки, что, пожалуй, задумаешься, к кому же и в самом деле обращены эти слова. Троекратный повтор лишь усиливает недоумение: диакон как будто не может докричаться до адресата! Впечатление несколько сглаживается той скороговоркой, с которой большинство диаконов и священников произносят слова, как будто и в самом деле потерявшие актуальную значимость.
Там же, где длительная катехизация происходит и реальные катехумены, готовящиеся к крещению, присутствуют на литургии оглашаемых, есть кому и выходить.
И всё же разговор о том, кто ещё может покидать храм после литургии оглашаемых, в наши дни может быть продолжен, а ответ – расширен.
Хотелось бы предупредить читателя о том, что дальше в данном пункте содержится, возможно, одно из самых рискованных рассуждений из всего, что написано в этой книге. Риск связан с возможностью превратного истолкования сказанного. Вот почему просим читателя не спешить с негативными выводами, опираясь лишь на сложившиеся, кажущиеся бесспорными стереотипы. Мы же постараемся подобрать как можно более взвешенные формулировки с целью как можно более адекватно передать смысл того, что хотим сказать.
В самом начале нашей книги мы уже сказали, что реальность наших дней заключается в наличии большого числа тех, кто, будучи крещеными, по уровню церковного опыта и запасу знаний о вере и смысле церковного богослужения (в первую очередь, главного из них – литургии) ничем не отличается от некрещеных.
Вот почему, в качестве рекомендации, мы предлагаем крещеным катехуменам, никогда не имевшим опыта причастия, воздержаться от него вплоть до своего первого причастия в конце оглашения (в Великий четверг или в Великую субботу). Но это именно рекомендация – не более того! Право выбора остаётся за самим человеком, который в любой момент может и имеет право приступить и к исповеди, и к причастию. Во-первых, с точки зрения смысла и буквы церковных правил, никто из нас не имеет ни канонического, ни морального права преграждать крещеному человеку путь к причастию (разумеется, за исключением случаев смертных грехов). Во-вторых, практика выхода катехуменов после «Оглашеннии, изыдите» сегодня настолько непривычна, что даже некрещеные, то есть те, к кому эти слова относятся напрямую, порой лишь с большим трудом бывают способны «оправдаться» перед подавляющим церковным общественным мнением или даже убеждением в ненужности длительного оглашения. Что уж говорить о крещеных, которые оказываются совершенно беззащитны перед еще более подавляющим прессингом большинства!
А между тем польза от такой рекомендации есть, и она достаточно очевидна. Особенно в случае, если речь идет о тех, кто никогда не причащался. Для них первая исповедь и первое причастие становятся таким же уникальным событием жизни и таким же большим переживанием, что и крещение для некрещеных. Вот и предлагается им подойти к нему столь же обстоятельно и серьезно, как и к событию крещения. Разумно было бы рассуждать так: если ты прожил определенную часть сознательной жизни (не важно, сколько тебе лет – 20, 30, 50 или 60 и так далее) без причастия, то потерпи еще немного (что такое семь месяцев оглашения в сравнении с годами, десятками лет прожитой жизни!), но преврати эти семь месяцев в осознанный, насыщенный духовной работой и познанием путь к первому причастию. И прими его или в самый евхаристический день в году, когда весь православный народ причащается с особым чувством, то есть в Великий четверг, или в день вступления в Церковь твоих новых братьев и сестер на Крещальной литургии в Великую субботу. И тогда Пасха и Светлая седмица с их ежедневным причастием станут для тебя воистину праздником, «иного жития, вечного, началом».
Кроме того, после исхода из храма катехуменов и не причащающихся у них есть возможность беседы со священником или катехизатором, во время которой они могут по свежим впечатлениям задать волнующие и интересующие их вопросы о богослужении, а также о многом другом, что касается катехизации.
Наконец, нельзя не учитывать, что для тех, для кого опыт присутствия на богослужении совсем нов и непривычен, бывает вполне достаточно тех 40-50 минут, в течение которых длится литургия оглашаемых.
Однако дерзнем предположить, что выход из храма после «Оглашеннии, изыдите» может быть полезен и для тех, кто имеет опыт причастия – не только давний или редкий, но и даже регулярный. На всякий случай еще раз оговоримся: подобное решение (оставаться дальше на литургию верных и причастие или выходить после литургии оглашаемых) самостоятельно принимает проходящий катехизацию! Польза тут в том числе опять-таки в той же беседе, которая имеет место непосредственно после этого.
Книгу можно будет приобрести в лавках и в интернет-магазине Феодоровского собора.