Иеромонах Иоанн (Гуайт) представил свою книгу «Монах в карантине: 40 дней паломничества с короной» 14 июня в просветительском центре при Феодоровском соборе. Она вышла в московском издательстве «Практика».
Клирик храма иерей Владимир Коваль-Зайцев во вступительном слове отметил, что автор в одинаковой мере проявляет таланты как писатель и священник. Среди слушателей был директор издательства «Практика» Владимир Ананич.
«Сначала была идея написать «пеструю» книгу, где были бы собраны тексты о том, что для меня дорого и важно: о вере, Церкви, моем понимании православия и монашестве в XXI веке, — рассказал отец Иоанн. — В то же время я много времени изучал итальянскую литературу и культуру в целом и хотел бы рассказать о многих вещах: творчестве Петрарки, Бокаччо… Но я не знал, как структурировать такую книгу. Потом я заболел коронавирусом после ночной пасхальной службы. И мне пришло в голову, что карантин и Великий пост на итальянском языке звучат почти одинаково, и карантин чем-то напоминает Великий пост, потому что это время, когда человек думает о себе и переосмысливает свою жизнь. В итоге я решил объединить в книгу дневниковые записи, посты из «Фейсбука», письма, проповеди, тексты об отце Александре Мене, отце Георгии Чистякове, заметки об итальянской литературе и многое другое. Одна из важных тем — это смерть детей, поскольку я служу в детском хосписе. Каждый раз, когда я навещаю умирающего ребенка, эта встреча для меня — сильное переживание и личный вызов. Эта трагическая тема соседствует в книге с заметками, где я, наоборот, рассказываю смешные вещи. То есть тексты абсолютно разные. Все, что мне интересно в жизни, нашло отражение в книге».
Владимир Ананич поделился историей издания книги: «Книга попала к нам случайно и сразу понравилась, в ней много созвучных мне тем: любовь к Армении, паллиативная помощь детям, любовь к матери. Она была напечатана в типографии всего за два дня. В книге показан огромный спектр всего, что относится к христианству. Это и Петрарка, и Данте, и Бокаччо, и Карла Бруни, и Моника Беллуччи, и мама отца Иоанна, и Петя с Егоркой — все люди, о которых автор пишет с христианской любовью. Книга очень необычная, но очень христианская».
На вопрос о том, кто ему особенно близок и дорог в русской культуре XX-XXI веков, отец Иоанн ответил, что Андрей Тарковский. В его главных семи картинах есть общая фабула и схема — архетип страстей, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Тарковский видел мир и жизнь человека как поиск себя. Федор Достоевский также сыграл важную роль в жизни отца Иоанна. Среди любимых авторов он назвал Александра Пушкина и Николая Гоголя, из современных писателей выделил Людмилу Улицкую.
Отвечая на вопрос о монофизитстве армян, отец Иоанн сказал, что армяне не монофизиты, это лингвистическое и историческое недоразумение с политическим мотивом. Можно исповедовать одну и ту же веру, но иметь разные формулировки, выразить ее по-разному. Если собрать трех православных богословов и спросить у них, что такое спасение или искупление, то определения будут очень разными, и тем не менее, это одна вера и одна Церковь.
Размышляя о специфике современного монашества, иеромонах Иоанн отметил, что в католической церкви есть такая форма посвящения себя Богу, когда человек принимает традиционные монашеские обеты, но продолжает жить в миру, и в таком состоянии отец Иоанн жил больше 30 лет, но такого почти нет в Православной Церкви: «У меня были всякие трудности, испытания и искушения, начиная с самых простых — плотских, но в одном я никогда не сомневался — что это именно мой путь. И перейдя в православие, также не сомневался, что это мой путь. И после пострига в лавре продолжил служить в том храме, где раньше, жить в квартире и ездить на метро. В монашестве самое важное — не подрясник, а некая духовная собранность. И она может быть и должна быть везде. Метро в час пик — это место, где я люблю находиться и где молюсь больше всего, это очень духовное место».
На вопрос о том, какой самый короткий путь сближения Востока и Запада, отец Иоанн ответил, что изначально греческий и римский миры разные, и первое, чем они отличаются, это отношение к новому, чужому. Римский мир всегда был открыт к новому. Греки ровно наоборот — всегда защищались от всего чужого. Отличия между православием и католичеством — это отражение различий в менталитете и культурах Рима и Греции. Отец Иоанн отметил, что важно сохранять эту разность, при этом принять разность друг друга. Западные и восточные христиане должны научиться уважать друг друга, видеть то ценное, что есть в традиции обеих Церквей.
Отец Иоанн подчеркнул, что молитва — это не действие, а состояние. Когда человек страдает, это становится его молитвой — к такому выводу он пришел во время своей болезни.
Иеромонах Иоанн (Джованни Гуайта) — клирик храма святых Космы и Дамиана в Шубине в Москве, по рождению итальянец, по светскому образованию — литературовед и историк. В книге представлен дневник человека, болеющего коронавирусной инфекцией и вынужденного 40 дней провести в полной изоляции. На страницах книги отец Иоанн вспоминает детство, годы образования и становления личности, задает себе серьезные вопросы о вере, страдании и смысле бытия, рассказывает о своей пастырской деятельности, размышляет о монашестве в современном обществе, о положении Православия в мире и Церкви в постсоветской России, об исторических спорах католиков и православных, о коллизиях России и Запада. Одновременно он много говорит об итальянской и русской литературе, кино, искусстве, мировой истории и культуре. Уникальность книги в том, что читателю представляется возможность взглянуть на православие и Россию одновременно со стороны и изнутри.
ИА «Вода живая»,
14.06.21