Календарные этюды. «Лето Господне благоприятное» (церковное новолетие)

 
 
 

Все знают, что мы празднуем Новый год в январе, причём дважды. Но есть и третий «новый год» – об этом в своих календарных этюдах рассуждает Юрий Рубан.

Все знают, что мы празднуем Новый год в январе, причём, дважды, и наша «высокая» логика недоступна рациональным иноземцам, не могущим понять, как это «новый» год может быть одновременно и «старым»? Но, оказывается, тот январский Новый год в нашей истории – петровское новшество (будем говорить об этом в своё время), а сегодняшняя дата имеет давнюю и почтенную традицию. Не случайно же в некоторых храмах молебен на начало учения повторяется и сегодня (14 сентября по н. ст.), потому что в нашем церковном (юлианском) календаре – ещё только 1-е сентября. Действительно, здесь мы читаем: «Начало инди́кта – церковное новоле́тие». Исходя из заголовка, можно предположить, что точка отсчёта этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным «инди́ктом». Что же это такое?

Инди́кт – это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (так называемого «индиктио́на»), от одной инди́кции (переписи) к другой. Сами индикционные циклы не нумеруются (в отличие, например, от Олимпиад), но используются для соотнесения с другими системами датирования.

Первоначально «инди́кция» (лат. indictio – «провозглашение») – это объявление обязательных поставок съестных припасов правительству. Происхождение индикционного цикла остаётся неясным (возможно, египетского происхождения), но уже при императоре Диоклетиане (284–305), кардинально реформировавшем систему правления, каждые 15 лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год (чтобы успеть перевести капиталы в офшоры!) и привела к исчислению годов по индиктам. Официально этот счёт времени ввёл император Константин Великий (в 312/3 г.). Сначала индикт начинался с 23 сентября – даты рождения первого римского императора Октавиана Августа, но в 462 году из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября.

Календарные этюды. «Лето Господне благоприятное» (церковное новолетие)

Римские императоры Октавиан Август, Диоклетиан, Константин Великий

Датировка годов по индиктам оказалась удобной и уже в IV веке получила широкое распространение в Римской империи; обязательной в гражданском и церковном делопроизводстве стала с 1 сентября 537 года (закон имп. Юстиниана I). Она использовалась Верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до её распада в 1806 году и до сих пор употребляется в некоторых календарных системах. Для прикладной хронологии датировки по индиктам имеют огромное значение. «Среди хаоса средневековых датировок эти были по крайней мере устойчивыми» (Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975. С. 73).

Согласно византийским и древнерусским источникам, первоначально 1 сентября было именно началом индикта, а не Нового года («новолетия»), в качестве которого значились и 23 сентября (Зачатие св. Иоанна Предтечи), и многие другие даты. На Руси сначала доминировал «мартовский стиль», но с 1492 года перешли только на сентябрьский, сохраняемый Православной Церковью до сего дня. На совмещение даты начала индикта с датой «новолетия», вероятно, повлияла традиция считать 1 сентября началом проповеди Иисуса Христа – возвещения «лета Господня благоприятного» (Лк. 4:16–22), что выразилось в богослужебном чтении на Литургии (см. ниже) и в иконографии.

Поэтому в современном русском Православном календаре под 1/14 сентября значится «Начало индикта – церковное новолетие», отмечаемое в храмах благодарственным молебном. Этот Новый год (так называемый «сентябрьский стиль») – вместе с эрой от сотворения мира («ἀπò τοῦ κόσμου, ἀπò τοῦ Ảδάμ; апò ту ко́сму, апò ту Адам») – был одновременно и государственным в России до 1700 года. Следует помнить, что церковный Новый год по «плывущему» юлианскому календарю приходится на 14 сентября по григорианскому только в XX—XXI веках (в XIX веке он приходился на 13 сентября, в XXII веке будет приходиться на 15 сентября, и т. д.).

Индикт (порядковый номер) года соответствует остатку от деления числа года византийской эры от сотворения мира (с «эпохой эры» – то есть точкой отсчёта – 1 сентября 5509 года до н. э.) на 15. При использовании летосчисления от Рождества Христова (н. э.) к числу лет прибавляют 3 и результат также делят на 15. Эту формулу предложил создатель нашего летосчисления римский аббат Дионисий Малый († до 566 г.). Поскольку смена индикта происходит 1 сентября по юлианскому календарю (= 14 сентября по григорианскому в XX—XXI в.), то при работе с датами по январскому и мартовскому календарным стилям необходимо делать соответствующие поправки.

Календарные этюды. «Лето Господне благоприятное» (церковное новолетие)

Преподобный Дионисий Малый

Так, 14 сентября 2000 года н. э. = 1 сентября 7509 года от сотворения мира (СМ), 9-й год индикта; 14 сентября 2006 года = 1 сентября 7515 года от СМ, 15-й год индикта; 14 сентября 2007 года = 1 сентября 7516 года от СМ, 1-й год индикта; 14 сентября 2021 года = 1 сентября 7530 года от СМ, 15-й год индикта. Далее начнётся новый пятнадцатилетний индикционный цикл.

На Руси этот день царь Алексей Михайлович (1645–76), бояре и народ посвящали делам милосердия: нуждающихся кормили праздничным обедом и наделяли подарками, посещали заключенных в темницах. Почему бы не возродить эту традицию?

Поздравляю всех с Новолетием и памятью преподобного Дионисия Малого, которому мы обязаны эрой «от Рождества Христова»!

Лит.: Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1990; Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. 1.

Ю. Рубан

* * *
Евангельское чтение праздника Новолетия

[Проповедь Иисуса Христа в Назарете]

[В то время Иисус] пришёл в Назарет, где был воспитан, и в день субботний вошёл, как делал обычно, в синагогу, и встал, чтобы исполнять дело чтеца. И подали Ему свиток пророка Исайи; и, развернув свиток, нашёл Он место, где написано:

«Дух Господа на Мне;
ибо Он посвятил Меня помазанием Своим
благовестить убогим
послал Он Меня,
возвещать пленённым свободу
и слепцам прозрение,
отпускать на волю утесняемых,
возвещать лето Господне благоприятное
[или: возвестить год милости Господней]!»
(Исайя 61:1–2)
И свернув свиток, Он отдал его служителю и сел; и взоры всех в синагоге устремились на Него. Он же начал говорить им, что сегодня исполнилось перед ними это слово Писания.
И все подтвердили (засвидетельствовали) Ему это и удивлялись словам благодати, исходившим из Его уст» (Евангелие от Луки 4:16–22. – Зачало 13.)

Краткий комментарий

«Лето Господне» в русской Синодальной Библии (в пророчестве Исайи и в цитате этого пророчества у Луки) – оставленное без перевода славянское слово, буквально означающее «год». В библейском контексте речь идёт о времени, называемом «День Господень». Это время, когда «Бог посетит народ Свой», то есть пошлёт давно ожидаемого Мессию, и Он устроит на земле теократическое Мессианское царство. Когда же всем знакомый «сын Иосифа» (который ещё недавно здесь плотничал и выполнял их заказы!) даёт понять, что знаменитое пророчество относится к Нему, – то это воспринимается как богохульство и вызывает возмущение («все … исполнились ярости»). Иисуса выгоняют из города и даже хотят столкнуть с горы. Об этом мы читаем у Луки чуть далее. Националистическое сознание не может принять «Царство не от мира сего». «Господи, неужели пришло время, когда Ты вернёшь Израилю царство?» (Деян. 1:6), – с надеждой вопрошают апостолы своего Учителя даже в день Его вознесения!