Сегодня – 11 сентября по новому стилю – у православных христиан печальный праздник. В календаре он называется «Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» и посвящён воспоминанию гибели этого известного святого. (Усекнове́ние – перевод греческого апотомэ́, что значит «отрубание», «отсечение».)
Поучительные богослужебные тексты праздника подробно варьируют трагическую историю Иоанна, великого «Предте́чи», то есть «Предшественника» (греч. Про́дромос) Иисуса Христа, кратко описанную в Евангелиях. Выступив на служение в 27 (или 28) году, он возвещал о приближении Небесного Царства, которое наступит с пришествием долгожданного Помазанника Божия (Мессии, по-гречески Христа). Условием вхождения в это Царство становится искреннее желание духовного перерождения, или покаяние (греч. мета́нойа), в буквальном переводе – «перемена сознания»! Зримым символом покаяния он избирает древний обряд омовения в воде, по-гречески – ба́птисма; отсюда его второе прозвание – Баптистэ́с (Баптист), вошедшее без перевода в западноевропейские языки (в славянском переводе – Креститель).
Иоанн исповедует Мессией пришедшего к нему Иисуса и совершает над Ним тот же обряд. Некоторые из его учеников становятся апостолами Христа. После этого Иоанн ещё около года продолжает свою проповедь, не страшась власть имущих. Как ревнитель праведности, он смело и прилюдно обличает кровосмесительный брак правителя Галилеи (Северной Палестины) Ирода Антипы, который отнял у своего брата жену Иродиа́ду и женился на ней при жизни прежнего мужа, грубо нарушив иудейский закон. Раздражённый царь заключает Иоанна в темницу, но всё же побаивается пророка из-за его популярности в народе. Он даже приходит к нему для бесед, очевидно, нелицеприятных, потому что, слушая пророка, приходит порой в «сильное смущение» (Марк 6:20), но, находясь под влиянием ненавидевшей Иоанна жены, ничего не предпринимает. Вскоре наступает кровавая развязка.
Однажды на пиру падчерица Ирода Саломе́я настолько угождает ему своей пляской, что он неосторожно клянётся исполнить любое её желание. По наущению матери, Саломея просит голову Иоанна Крестителя. Палач направляется в темницу, казнит пророка и по условию подаёт Саломее на блюде голову Иоанна, а та относит её в пиршественный зал и демонстративно передает матери для глумления. Тело Иоанна Крестителя погребают его ученики.
В этот день православным христианам предписан строгий пост. Причём, раньше на Руси даже запрещалось есть круглые плоды, напоминающие по форме отсечённую человеческую голову, а также брать в руки нож и острые предметы (это народные приметы).
Жизнь и смерть Святого, которого Сам Христос назвал «величайшим между рождённых женщинами» (Мф. 11:11), – наглядное подтверждение того неоспоримого принципа, что людей нельзя слушать «больше, чем Бога» (Деян. 4:19). Сурово наказав двух первых Израильских царей – Саула и Давида, – Бог подтвердил ранее сказанное Моисею, что Его Законы одинаковы для всех без исключения. Иоанн Креститель никогда этого не забывал, потому и был столь «недипломатичен»…
Сегодня об этом уместно задуматься и попытаться оценить наше славное и трагическое прошлое с точки зрения евангельских заповедей. (Часто о таком христианском историческом принципе как «божественный Промысл» почему-то забывают: остаётся одна политика.) Об этом и напоминает православным христианам бескомпромиссный глас «Вопиющего в пустыне».
Ю. Рубан