Митрополит Никодим – человек Церкви

 
 
 

Время быстротечно. 5 сентября 2021 года исполняется уже 43 года со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (в миру Борис Георгиевич Ротов). Этот Великий Архиерей, о котором многие ничего не знают (или довольствуются нелепыми домыслами хулителей нашей Церкви), до сих пор, по немощам нашим, не причислен к лику святых. Между тем, его подвиг в служении Русской Православной Церкви в один из сложнейших периодов её истории может быть сопоставлен лишь с заслугами перед Вселенским Христианством святого Василия Великого, жившего в IV веке. Они родились почти одновременно (с разницей в шестнадцать столетий) и оба скончались «старцами» (не по возрасту!), вынесшими на своих плечах бремя межцерковных разделений и государственных гонений, не дожив и до пятидесяти лет…

Будущий Великий Святитель родился 15 октября 1929 года в обычной советской семье, окончил среднюю школу и два года проучился на факультете естествоведения Рязанского педагогического института. Но Бог уготовал ему иной путь, и юный студент принял тайный монашеский постриг, символически означенный новым именем. Это произошло 19 августа 1947 года в праздник Преображения Господня (здесь и далее все даты по гражданскому календарю). С 20 ноября 1949 года иеромонах Никодим проходил служение в сельских храмах Ярославской епархии, а с 1952 года – в кафедральном Феодоровском соборе Ярославля. В 1955 году он закончил Ленинградскую Духовную академию, а с 1956 по 1958 год находился в Святой земле, сначала в качестве члена, а затем начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме. В 1959 году архимандрит Никодим становится заместителем председателя Отдела Внешних церковных связей, а в 1960 – его Председателем, и возводится в сан епископа Подольского.

В 1960–63 годы он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата и, в противовес запретам, сумел наладить выпуск первого в советское время научного церковного журнала «Богословские труды» (он так и оставался единственным до эпохи «Перестройки»). С октября 1963 года и до конца жизни – в течение пятнадцати лет – он возглавляет Ленинградскую и Новгородскую митрополию. Одновременно с 1974 года – Патриарший Экзарх Западной Европы.

Митрополит Никодим – человек ЦерквиМитрополит Никодим был доктором богословия (хорошо помню его учёную защиту в 1975 году), оставив после себя пятитомный машинописный сборник сочинений (из которого опубликовано далеко не всё). Ему приходилось совмещать ряд ответственных должностей, становиться организатором многих международных форумов и конференций. Без преувеличения, его знал весь мир, причём, не только христианский. В то же время он оставался простым и приветливым человеком и знал в лицо практически каждого семинариста, который понимал, что может безбоязненно обратиться к Великому иерарху с любым житейским вопросом. (Кто-то хорошо заметил, что у святых не бывает плохой памяти.) В последние годы митрополит ещё и профессорствовал – читал в Духовной академии лекции по истории Русской Церкви. (Горжусь тем, что аз, недостойный ученик Великого Святителя, готовил ему краткие исторические справки, преимущественно о русских святых, обсуждавшиеся вечерами.) Ноша была почти непосильна, и, приводивший в ужас своим «непослушанием» врачей, митрополит Никодим умер за месяц до своего сорокадевятилетия. Это произошло в богоспасаемом граде Риме 5 сентября 1978 года во время важной беседы с папой Иоанном-Павлом I, новоизбранным наместником кафедры апостола Петра.

Митрополит Никодим – человек Церкви

Иеромонах Никодим на берегу Тивериадского озера. 1956-1958 г. Надпись на фотографии рукой отца Никодима: «На берегу Тивериадского озера, где рыбари стали ловцами человеков, ловец человеков удит рыбу»

Жизнь Великого иерарха была посвящена борьбе за сохранение Русской Церкви при жесточайших (в каком-то смысле более подлых по своему характеру, чем прежние) хрущёвских гонениях, направленных на полную ликвидацию религии. Это должно было произойти уже к началу 80-х годов – к завершению 20-летнего периода «построения коммунистического общества» (тогда это не было шуткой). Безумные правители в очередной раз попытались оспорить слова Спасителя о бессилии «врат а́довых»… Митрополит Никодим практически в одиночку определил единственно возможную тогда трагическую «стратегию выживания» (в буквальном смысле слова), непонятную многим современным людям, даже историкам. В 1961 году Русская Церковь вступила во Всемирный Совет Церквей, Президентом которого наш Святитель был избран в 1975 году. Это был мудрый и провиденциальный шаг.

Благодаря расширению международных экуменических (в переводе с греческого – «вселенских») связей и созданию Иностранного факультета владыка Никодим сумел предотвратить неминуемое закрытие Ленинградских Духовных школ, «позоривших» своим существованием «город Ленина» (это «планировалось» сделать в 1963—1964 годах). Их хотели «сослать» в Печорский монастырь.

В ситуации аджорнаме́нто (обновления) Римо-Католической Церкви после Второго Ватиканского собора (1962–65 годы) он много сделал для улучшения взаимоотношений Москвы и Ватикана и, несмотря на протесты врачей (к тому времени перенёс уже 5 инфарктов!), считал необходимым лично приветствовать новоизбранного папу Иоанна-Павла I.

Митрополит Никодим – человек Церкви

Митрополит Никодим и иеромонах Лев (Церпицкий), ныне митрополит Новгородский и Старорусский

С особым вниманием и уважением митрополит Никодим относился к нашему старообрядчеству, хранящему ценные богослужебные древнерусские традиции, уничтожавшиеся во время необдуманных «грекофильских» реформ патриарха Никона, приведших к трагическому расколу. (Помню его службы в «старообрядческой» митре с меховой опушкой.) В 1971 году со старообрядцев были сняты анафемы, наложенные в XVII веке.

Все эти шаги были обусловлены не сиюминутной церковно-политической конъюнктурой, не только «духом времени», – но заботой о будущем Церкви, и определялись уникальным даром покойного Святителя, остро переживавшего ненормальность разделений и вражды между христианами различных Церквей и течений, а также между представителями других религий.

В результате деятельности митрополита Никодима и «питомцев его гнезда» (один из которых, по промыслу Божию, стал нашим Патриархом!) Русская Церковь смогла выйти из изоляции внешней и, отчасти, изоляции внутренней. Но последнее, как показал опыт церковной жизни в условиях политической и духовной свободы, – самое трудное. Это понятно всем интеллигентным петербуржцам вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Ведь наш Город Святого Петра, символически основанный в день «смешения языков» (праздник Пятидесятницы, или Святой Троицы, 16/27 мая 1703 года), изначально – город ойкумени́ческий («вселенский» в буквальном смысле этого греческого слова), то есть без боязни открытый всем народам, религиям и культурам. Достаточно, озираясь по сторонам, пройти по Невскому проспекту, начиная от речки Мойки, в сторону Казанского собора. Даже в условиях государственной Церкви у нас не было места плебейской нетерпимости к представителям других конфессий и религий, а тем более не может быть сейчас! К этому религиозному взаимопониманию (и простой человеческой порядочности!) призывает нас долг памяти Великого Архиерея, мечтавшего видеть православных христиан людьми духовно благородными – добрыми, образованными, открытыми и терпимыми.

Митрополит Никодим – человек Церкви

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл у могилы митрополита Никодима на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры

Каждый год в день памяти митрополита Никодима в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершается заупокойная Литургия и панихида, а затем лития на могиле Святителя (на Никольском лаврском кладбище). Приезжают многочисленные иерархи, клирики и миряне, как лично знавшие покойного (увы! с каждым годом их становится всё меньше…), так и молодые почитатели его светлой памяти. Последних становится всё больше. Время митрополита Никодима продолжается, потому что это – время Церкви.

Ю. Р.

Митрополит Никодим – человек Церкви

Митрополит Никодим со своими крестниками

P. S. Святой Григорий Богослов посвятил своему другу Василию Великому проникновенные надгробные элегии, а их первый русский перевод размером подлинника посвящается Никодиму Великому. См.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/istorija-odnoj-druzhby.2100/.