Проповедь протоиерея Владимира Хулапа

 
 
 

В праздник Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры!

В течение литургического года Крест несколько раз выносится в центр храма, напоминая нам о центральном событии нашего спасения. Но вместе с тем Крест – это то, что сопровождает нас ежедневно, мы носим его в качестве символа нашей надежды, в качестве знака нашего спасения, он украшает купола наших храмов. И вот это напряжение между особыми литургическими праздниками почитания Креста и ежедневной встречей с Крестом (в том числе и когда мы неоднократно накладываем на себя в течение дня крестное знамение), показывает нам, что тайна Креста не есть нечто возвышенное и удалённое, но то, что мы должны увидеть и открыть в повседневности нашей жизни.

Христос в Евангелии говорит о том, что каждый человек должен отвергнуться себя, взять свой Крест и следовать за Ним. В некоторых греческих рукописях Евангелия от Луки говорится о том, что Крест необходимо брать ежедневно. Таким образом, речь идет о ежедневной встрече, и из евангельской истории мы видим, что Крест Христов – это конечная точка, вершина очень длинного пути.

Христос не начинает Свою проповедь с Креста, Он не ищет специально особых страданий и особых мучений. Его проповедь начинается как весть о благом любящем Отце, Который даёт второй шанс всем, независимо от того, как глубоко они пали. И эта позитивная весть привлекает слушателей, появляются первые ученики, она побуждает массы народа идти за Иисусом из Назарета. Однако всё это длится недолго, очень скоро возникает конфликт с теми, кто претендует на звание единственных носителей, хранителей и правильных истолкователей религиозной истины, с политической и религиозной элитой той эпохи. Конфликт рано или поздно становится для Христа неизбежным, перед Ним по сути дела возникает выбор: промолчать, попытаться каким-то образом сгладить ситуацию или всё-таки идти до конца, свидетельствуя о верности Своей миссии, о верности Пославшему Его Отцу, в том числе и на физическом уровне – на уничтожающем Его человеческую жизнь Кресте.

Крест на первый взгляд может показаться чем-то возлагаемым на Христа извне, чем-то пассивным, тем, что Он просто претерпевает. Но на самом деле Крест — это результат активной позиции Христа, всей Его деятельности. И поэтому Крест, в конечном счёте, — видимый результат того выбора, который делает Христос и который Он предлагает сделать каждому из нас, призывая задуматься о том, как далеко мы готовы пойти в нашей жизни за наши убеждения, за нашу веру, за наши ценности. Причём не в каком-то великом, глобальном, героическом масштабе, а именно в повседневности.

Крест своей четырёхконечной формой показывает, что взирающий на него человек оказывается на некоем перекрёстке своей жизни. Перед ним открывается несколько дорог, и никто, кроме самого человека, не сможет сделать выбор, по какому пути он или она пойдёт.

Действительно нам очень часто не хочется отвергаться себя, наоборот мы хотим самоутверждаться, самореализовываться, нам не хочется брать на себя Крест, мы хотим радости в жизни. И Христос говорит именно о том, что Он пришёл не для Креста, не для того, чтобы ухудшить, усложнить  жизнь человека, которому и так чаще всего нелегко. Он пришёл, чтобы каждый из нас имел жизнь в полноте. Однако Крест и полнота жизни — это две стороны одной и той же медали. Поэтому видимым образом из центра храма к нам сейчас обращается вопрос: как далеко я готов пойти ради моей веры? Готов ли ежедневно делать, может быть, небольшой, но, тем не менее, очень сложный выбор между тем, что мне говорит Спаситель, которого я называю своим Богом, своим Искупителем, и тем, что предлагают другие пути этого мира?

Этот вопрос, может быть, в наших нынешних исторических обстоятельствах не такой острый и не требует реального выбора между жизнью и смертью. Хотя и в нашем храме мы почитаем священномученика архимандрита Льва (Егорова), мы вспоминаем в дни памяти новомученников и исповедников Российских тех священников и прихожан, для которых вопрос почитания Креста реально стал вопросом жизни и смерти: можно ли ходить в храм, можно ли исповедовать свою веру, можно ли обличать те силы мира сего, которые враждуют против Евангелия, или нет? Эти люди действительно ответили на данный вопрос ценой своей жизни. И хотя подобным образом выбор сейчас перед нами не стоит, но вместе с тем ежедневная встреча со Христом постоянно ставит перед нами другой вопрос – о ценности нашей жизни.

Хотим ли мы сохранить её, увеличивая её земное протяжение и благополучие путем того, что мы просто молчим, просто отводим взгляд в тех ситуациях, где не хотим действовать как христиане – и тогда мы отказываемся делать свой выбор, перекладывая ответственность за нашу жизнь и за наше решение на кого-то другого? Или мы всё-таки готовы потерять жизнь, или точнее то, что является лишь слабым отблеском той настоящей жизни, о которой говорит Христос, и в этой потере увидеть её глубину, отдать её, поделиться ею с теми, кто нуждается в нашем правильном выборе? И в этом случае мы сможем обрести её совершенно в новом качестве, как вечную и непреходящую жизнь с Богом.

Аминь.

27.09.2021. Воздвижение креста Господня