Педагоги центра содействия семейному образованию приглашают детей продолжить учебный год с ними.
Не все знают, что в Просветительском центре Феодоровского собора есть Центр содействия семейному образованию (ЦССО). Эта структура специально создана для помощи и поддержки детей и родителей, которые хотят перейти или уже перешли на семейную форму обучения.
В Центре организованы 4 класса: девочки 11-15 и 7-10 лет, мальчики 11-15 и 7-10 лет. Обучение раздельное и разновозрастное. Основная ФГОС-программа строится на основе здоровьесберегающих технологий (методика Н. И. Зайцева, методика Шаталова, письмо на конторках В. Ф. Базарного и другие). Организуются совместные праздники, походы и прогулки. Дополнительно проводятся мастер-классы, встречи с интересными людьми, бал и другие мероприятия.
Мы поговорили с руководителем ЦССО Дарьей Егурцовой о том, чем занимаются в Центре, как увеличить КПД обучения, уменьшив время, на него потраченное, и что делать, когда дети не хотят учиться.
— Дарья, расскажите, как организован процесс учёбы в ЦССО?
— У нас в Центре обучение строится на добровольной основе. Ребёнок приходит и составляет свое расписание, подстраивая его под общее расписание. У нас много дополнительных занятий: музыка, песочные столы, 3D ручка, актёрское мастерство, изо. Мы можем дополнять обучение необходимыми спецкурсами по желанию детей. По четвергам ходим на экскурсии, в музеи. Перемены стараемся проводить на улице.
— Предполагается ли какой-то контроль?
— У нас есть система отчётов о проделанной работе. 10 минут работы — один плюс. Договариваемся о количестве плюсов на день, сравниваем результаты проделанной работы в процентах.
— Встроены ли как-то родители в образовательный процесс?
— Конечно! Ведь мы вместе с детьми, папами, тетями и бабушками решаем, слушаем советы, к чему стремиться, чему учиться — рукоделию, компьютерной графике и так далее. Кроме того, для родителей есть консультации психолога, специалиста по учебным трудностям, преподавателей-предметников, помощь в выборе и прохождении аттестации. Родители и на занятиях могут присутствовать.
— Скажите, а почему вы вообще занялись этим делом — семейным образованием?
— Знаете, может, пафосно прозвучит: Бог благословил меня делать это дело. Уже выросло целое поколение «семейников». В центре мы встречаемся, чтобы объединиться и обогатить друг друга, растём, приглашаем педагогов, которым доверяем, ведём совместные проекты, радуемся и благодарим Бога! Здесь можно отдохнуть, набраться сил и уверенности в завтрашнем дне. Хочется, чтобы дети не тряслись от страха неприятия и непонимания, а знали, что так можно и нужно жить.
— Не сталкиваются ли дети, выросшие в семейном образовании, с трудностями социализации в дальнейшем?
— У нас нет проблем с социализацией или недостатком общения, как нет у детей и непонимания с родителями в подростковом возрасте. «Семейники» самостоятельные, гармоничные и психологически устойчивые, они знают, чего хотят, умеют решать проблемы и задачи, делать правильный выбор, ценить время, поддерживать, помогать, дружить, быть искренними и благодарными. У нас просто есть силы. Много сил.
— Вы говорите «делать правильный выбор», что тут имеется в виду?
— Перед «семейниками», как и перед всеми людьми, стоят вопросы. Что такое мудрость, время, границы, отношения? Что этими понятиями управляет — любовь или страх? Многие взрослые не готовы отвечать на эти вопросы. Не готовы отвечать за образо-ваяние своих детей и себя.
— Какие основные отрицательные черты вы видите в современной школе?
— Многие родители имеют либо целиком положительный, либо травматичный опыт школьных лет. И думают, что сегодня школа все та же, что и раньше. Но для меня лично есть несколько неприемлемых вещей в современной общеобразовательной школе. Первое — это мат, второе — это проблемы половой идентификации, третье — расстройство нервного здоровья. А четвёртое — КПД в школе 5-15%. Хорошо ли вы сделаете дело, которое делать не хотите? А некоторые дети в школе не хотят — отчаянно, часами.
— А как у вас получается сделать так, чтобы дети захотели?
— Меня радует, когда дети находят в себе силы сделать то, что они хотят, становятся смелыми. У них появляются реальные представления о собственной работоспособности, и я помогаю им этот процесс оптимизировать, показываю, как справиться с трудностями. И потом мы вместе радуемся, что получилось. Разделять с детьми радость — важно для меня!
Я думала раньше, что дети сами не знают, что нужно делать. Оказалось, это не так. Они безмерно хотят быть грамотным и образованными, хотят, чтобы у них все получалось с первого раза. Их просто надо поддерживать и направлять. И давать свободу, не давить, не запугивать!
— Что значит «здоровьесберегающие» технологии?
— Это в первую очередь снижение стресса! Методика Н. А Зайцева позволяет легко варьировать уровень сложности, может любому ребёнку показать, что у него получается. Главное — нужна голова. Думать самому и догадываться, делать открытия.
Методика Шаталова (символы), соединенная Сергеем Алексеевичем Ардашевым, нашим педагогом, с мнемотехническими приёмами и музыкальным словом, дают возможность осваивать и запоминать материал в 10, а затем в 60 раз быстрее.
Это космические технологии! Получается, что мы учимся меньше времени, но с более высоким КПД. И у нас остаётся гораздо больше времени на всё остальное! Нет ощущения загона, что ты не справляешься. Если не получается, можно свободно замедлиться, никто не подгоняет. Ведь знания должны не просто входить в голову, но и быть обдуманными, отрефлексированными. Тогда все встаёт на свои места.
— Всё-таки у вас есть расписание, перемены?
— Да, конечно. Перемены на улице: скакалки, мягкие мячи, подушки равновесия, возможность постоянно двигаться. Кинестетика помогает лучше запоминать материал.
— Скажите, а как проходит аттестация у «семейников»?
— Промежуточную аттестацию на СО сдают 1 раз в год по каждому предмету. И тут есть выбор.
Можно прикрепиться к районной школе бесплатно, узнать об отчётности и сдавать там. Можно выбрать вариант платной аттестации. Я могу проконсультировать по этому вопросу.
— Вы объявляете о дополнительном приёме сейчас, в конце первой четверти. Считаете, что это подходящее время для перехода к вам?
— Центр содействия нужен тем, кому нужна поддержка, кто не может уже в школе находиться, но боится сделать важный шаг самостоятельно. Либо тем, кто чувствует себя неуверенно в новой роли родителя, который перевёл своего ребенка на СО. А время всегда хорошее.
Справка:
Дарья Дмитриевна Егурцова закончила магистратуру психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, специалист по методике Зайцева и новаторским методикам.
Контакты:
- Телефон/Whatsapp: +79533722734
- https://vk.com/cssoschool
- Руководитель: Дарья Егурцова