Проповедь протоиерея Александра Сорокина
И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.Лк. 6:31-36
Сегодняшнее воскресное Евангельское чтение – одно из тех, которое довольно трудно комментировать – по той простой причине, что тут и комментировать-то нечего.
Когда мы читаем притчи Христовы или рассказы об исцелениях, которые совершал Спаситель, – а они как раз и составляют значительную часть Евангельского повествования, – то тут есть широкие возможности для различных толкований, раскрывающих различные оттенки символического смысла этих самых притч или рассказов о чудесных деяниях Иисуса.
А тут, как мы уже сказали, и добавить нечего. Сказано прямо и недвусмысленно, без каких-либо иносказаний и притч – что называется, открытым текстом. Тут надо прямо действовать, исполняя сказанное.
Более того, не только добавить нечего, но даже как-то и неудобно, что ли, нетактично, неуместно по отношению к Христу. Любые добавки и пояснения выглядят как неуместное разглагольствование (во что вообще часто превращается наша «проповедь»).
Все равно как если бы Учитель или Начальник что-то бы повелел или приказал (четко и ясно), а какой-нибудь ученик начал бы тут же уточнять, комментировать и так понятные слова Учителя!
Но все же что-то сказать надо. Ведь не может же церковная служба быть без проповеди!
Обратим внимание лишь на следующее. К кому обращает Христос эти «невозможные» слова? Они представляют собой отрывок из длинной речи (проповеди), которая в похожем варианте имеется и в другом Евангелии – от Матфея. Есть лишь небольшое отличие, касающееся внешних обстоятельств: в Евангелии от Матфея говорится, что эту проповедь Спаситель произнес, взойдя «на гору» (Мф. 5:1), отчего происходит и название «Нагорная проповедь». А здесь, в Евангелии от Луки, утверждается, что Христос говорил то же самое «на ровном месте» (Лк. 6:17). Противоречия тут никакого нет: скорее всего, Господь говорил и повторял это много раз, в разных местах (и на холмах, и на ровных местах), как лейтмотив Своей вести.
Также интересно, к кому, к какого рода людям обращал Он эти слова. На этот раз ограничимся Евангелием от Луки:
«… и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских» (Лк. 6:17).
Тут обозначены два типа слушателей. Во-первых, ученики, круг которых более-менее понятен. Это люди, надо полагать, сделавшие свой выбор – идти за Христом и пытаться выполнять Его заповеди. А во-вторых – неопределенное «народ», подразумевающее самых разных людей, разношерстную безграничную толпу со всех окрестностей, которые пришли послушать и, так сказать, «примерить» к себе то, о чем говорит и к чему призывает новоявленный Проповедник.
В этой позиции, стоя перед такой же «двуплановой» аудиторией слушателей, Он остается и вчера, и сегодня, и завтра, и во все времена.
А каждый из нас поставлен перед выбором, к какой категории отнести себя (не только по факту крещения, но и по практике жизни). Или к ученикам, кто определился, или к слушателям со стороны, кто внимает с интересом, но никак не может решиться хоть что-то из сказанного воплотить в жизни.
17.10.2021. Неделя 19-я по Пятидесятнице
Чтобы не пропускать новые видеоматериалы, подписывайтесь на наш YouTube-канал и включайте уведомления!