Правильные инвестиции в вечную жизнь

 
 
 

Рассказываем еще про одного нашего прихожанина — Сергея Сумского.

14 лет в протестантизме, 6 лет в православии. Бизнес и вера, лестница Ханта, инвестиции и десятина. И за всем этим — детская радость оттого, что нашел свое место… 

Прихожу домой как-то, говорю жене:

— Сегодня катехизатор был удивительный, ответил на все вопросы в точку.

— А кто это был?

— Ну, с бородой такой!

— Так они все там с бородой!

— Ну не знаю тогда…

Потом смотрим на афишу у храма, я говорю:

— Вот он!

— Так это же настоятель! — радостно сообщает она.

Но до этих событий еще далеко…

Всё могу!

Крестили меня в детстве — как и всех, потому что «надо». Интереснее уже стало, когда началась школьная любовь — тогда я встретил ее. Десятый класс — давно очень было, но мы по сей день вместе. Слава Богу.

Оба поступили в Петербурге — ну и чего дальше ждать, когда любишь? В 18 лет у нас родился первый сын, сейчас ему уже 35 лет. Потом еще дети, школа, работа, переросшая в бизнес.

В те времена я был сильный, гордый, уверенный в себе — лет так до 30. Эйфория была самым сильным чувством. Казалось, что ВСЕ МОГУ — мне и сейчас так кажется, но совершенно в другом свете.

Подошло время вести сына в 1 класс, мы выбрали школу, где был особенный класс, все предметы, кроме русского, велись на английском. Согласитесь, неплохие перспективы? Но даже не это привлекло. Там нужно было изучать Библию — причем родителям, и это было обязательным условием. Можете себе представить? Так я на 14 лет стал баптистом.

«Ты мне нужен»

Супруга уверовала сразу, а я гораздо позже.

Покаяние — удивительная вещь, у всех оно происходит по-разному, но при этом очень одинаково. Это сложно ухватить и понять… Я просто услышал голос: «Ты мне нужен». Тогда у меня рухнула вся гордость, пришло озарение.

Во многих протестантских церквях призывают на открытое покаяние — перед всей общиной. Идти на покаяние я не хотел — ни первый, ни второй раз. Еще бы недельку… и тогда можно. Господи, дай мне покаяния — но только чуть позже. По-моему, что-то похожее Блаженный Августин писал. Я тоже был своего рода Блаженный Августин — в плане оттягивания важных христианских дел. А в голове-то непорядок, понимаю, что происходит что-то не то… а вдруг не успею покаяться? Жизнь коротка и непредсказуема. В третий раз тоже стоял и не хотел идти — бац, чьи-то руки подталкивают, это что еще такое? Оборачиваюсь…

Братцы-кролики

— Ну что, братцы-кролики, идем? — и кто-то подталкивает меня и Серегу, друга. Смотрю — а это сестра из Церкви. Я сразу сориентировался:

— Серега! Ты первый! — но и Серега был своего рода Блаженный Августин.

— Нет, первый — ты!

В итоге пошли вдвоем.

Мы вышли, и за нас молились, как за погибших овец. Было непередаваемое ощущение. Как будто сверху все раскрылось, я резко понял, что раньше ходил в какой-то камере, а тут вышел на свежий воздух. Надо мной небо, солнце, луна, все надо мной! Как это передать словами? Вспомнилось неожиданно, как курить бросали с Серегой. И выходили иногда на работе втихаря покурить… Выхожу, закуриваю — и он там тоже курит, в нашем укромном местечке.

— Ну мы же вместе бросаем, Серег! Е-мое!

К крещению готовился полтора года. Меня испытывали, я настаивал, говорил, что хочу креститься. А меня все не пускали. Помню, что супруга крестилась в своем докторском белом халате — дело происходило в бассейне. А мы с Серегой просто плавали, наблюдали за крещаемыми. Было интересно.

Чудеса в повседневности

Очень долго ходили в баптистскую церковь. Каждое воскресение ездили с Пролетарской в Озерки. Дети тоже ходили, пока были маленькими, а потом выросли, стали «мудрые» — и все по классической схеме.

Прекрасное время! Бывало, что за год прочитывали ВСЮ Библию: что-то по типу курсов. Я еще когда не верил в Бога, начал ее читать: думал, надо посмотреть, куда у меня жена вляпалась. А там какие-то войны, какой-то Иуда сблудил, а блудница ему теленка прислала, какая-то война все время… к чему эти сказки? Я думал, это свод законов. Но в протестантской церкви я по-настоящему узнал Библию, узнал Христа.

Даже после крещения в баптизме часто выпивал. У меня спрашивали в общине — зачем? Ну, я говорил, что могу пить, могу и не пить. Кстати, мы ведь почти все так можем, правда?

— Нет, ты так себя защищаешь, на самом деле тебе это нравится. А ради Бога сможешь бросить?

— Ради Бога? Конечно! — и все, даже перестал хотеть.

Нужно научиться видеть чудеса в повседневности, в мелких знаках. Я молился о том, чтобы бросить пить и курить. Жизнь текла своим чередом — уже был свой бизнес, и как-то я поехал в командировку в Москву. По привычке кинул взгляд на часы, смотрю, остановились на 12-ти — именно после того, как я помолился о своих пристрастиях. Совпадение? Случайность? Интерпретировать можно по-всякому. Но хоть интерпретируй, хоть не интерпретируй — а курить и пить я бросил. Никакой тяги, никакой физической зависимости или скуления в легких — вообще ничего. Вот это настоящее чудо, вот это значит — Бог ждет.

Сейчас понимаю, что была к нашей церкви у меня всего одна претензия… Там был один пастор — и целый год только он говорил проповеди. И говорил больше часа — в результате уже можно было предсказать, что он скажет. Целый год одно и то же, а душа-то растет.

Есть такие вещи, которые неизреченны

Супруга начала ходить в Феодоровский собор, а я продолжал — в протестантскую церковь. Она не настаивала, чтобы я ходил с ней. Каждое воскресенье она шла в свой храм, а я к себе. Когда молились вечером, она читала «Иже еси на Небеси…», а я читал на простом русском. Но судьбой было предначертано оказаться в Феодоровском соборе. Когда пришел туда, понял, что дома.

Одна семья, но разные Церкви — это слегка нетипично. Скучно у нас не бывает. Хорошо хоть, что дискуссий и споров на тему «чья Церковь правильнее учит» у нас никогда не было. Мы оставались в одном духе. Она мне говорила, что ее путь привел ее в православный храм. И я пошел первый раз на службу, второй… Сложно что-то добавить, есть такие вещи, которые неизреченны.

Удивительно, но переход из протестантизма в православие был плавным, без кризисного этапа. Целых 5 лет я шел к тому, что святые и Предание не закрывают Бога от нас, а наоборот, открывают. Мы же слушаем свидетельства друг друга и не считаем, что своим свидетельством Спасителя закрываем. Со святыми точно так же.

Правильные инвестиции в вечную жизнь

Фео — дом, ФеоДом

Не знаю, почему именно Федоровский собор коснулся меня вначале. Потом были экскурсии и в Пески, и во многие другие места, а в Феособор приходишь, повторюсь, как к себе домой. Сидишь на скамейке там — и никуда не торопишься.

Вот все есть, вроде бы: квартира, автомобиль, еда и одежда — выбирай-не хочу, кредитов нет. А радости полноценной, такой, чтобы кричать: «Слава Тебе, Боже!» — не ощущаю. Этот мотив и привел к смене конфессий. Но, конечно, это мое личное восприятие. Я встречал в баптизме много хороших людей, и не хочу сказать ничего плохого, я люблю всех. Но верю, что перешел в православие по воле Божьей.

Начало происходить много чудес — на работе, в семье, в повседневности. Чудес, которые я замечал, хотя часто бывает, что чудеса проходят незамеченными. Начала меняться жизнь. Ты молишься — а Бог отвечает, и ты это видишь. И это удивительно!

Пройти оглашение было огромным счастьем. Именно тогда произошел тот диалог с женой, о котором я рассказал в самом начале. Почему-то запомнилось. Отец Александр удивительно точно отвечал на вопросы, но тогда я еще не мог оценить всех его достоинств… Да и то, насколько это прекрасный храм, с каждый годом понимаешь все лучше и лучше. А кто этот бородатый? Да это настоятель — всегда с радостью вспоминаю этот момент, с детской радостью.

Раздражали только песнопения, которые не понимаешь, — но со временем все узнал и осмыслил. Для меня как для протестанта, который знал все псалмы, было особенным опытом услышать их на другом языке. Я будто «добирал» что-то, возникало новое понимание, новая ступень к Богу. Протестантский опыт сильно помог в понимании православия, это безусловно.

Бизнес и вера или вера и бизнес? Говорить правду — проще

Большим открытием стало то, что вера очень помогает в делах. За последние два-три года, именно благодаря Православной Церкви, я понял, что говорить правду — проще. В 90-х, будучи неверующим и ведя крупный бизнес, это было делать несколько тяжелее, если вы понимаете, о чем я. Арендовали склад — хранили, продавали, распределяли, закупали…  дилерская фирма.

Бизнесом стал заниматься задолго до принятия Христа. И тогда многими методами пользовался — манипуляцией и т.д. Это же были 90-е… Помимо дилерской фирмы работал еще на бирже по два раза в неделю. Этого могло хватать, чтобы вообще не работать. Но цели были другими: не хотел покупать ни дом, ни квартиру. В карманчике столько лежало, что можно было Мерседес купить — а зачем мне квартира? Что мне от того, что жена страдает в коммуналке? Ну, неверующий человек, что сказать.

С приходом ко Христу я понял, что подстраиваться, использовать техники — это не то. Помолился — сказал правду, и это оказывается результативнее.

Вот сейчас я прохожу обучение в Александро-Невской лавре, на бизнес-курсах для христиан. Когда пришел, то почувствовал, что снял с себя эти револьверы — все эти техники, руководство эффективного звонка и т.д. Это уже не нужно. Базовые вещи нужно применять! Например, очень интересная вещь — «лестница Ханта». Если ты в бою,  тебе нужны приемы, если врач, — инструменты. Курсы в лавре, честный подход — это помогает больше, чем все другое. Становится ценностью.

Интересный метод, которому научили в Лавре, базируется на принципе «Я сила». Я — это навыки, умения; средства (физические); источники (информации); люди (все ключевые изменения связаны с людьми); активности (что ты делаешь, какие ходы предпринимаешь).

Мы все бежим, времени мало. Но если сесть и прописать эти вещи на чистом листе, придут уникальные озарения. И ты много сбережешь в жизни, ты сбережешь ее саму. Это становится подходом к жизни, методика ложится в ее основу, делается привычкой. Помогает структурировать многие вещи, которые обычно запутаны, помогает обрести свои активы, найти свои ресурсы.

Я понимаю, как принцип «Я сила» помогает верующему человеку. Но сейчас вижу, что и до прихода ко Христу этот принцип работал. Как будто Господь меня уже тогда таким способом звал к Себе. Я был инженером год, а потом дефолт — ушел из инженеров и занялся коммерцией. Брокерские, дилерские курсы — это источники, встречи с нужными людьми. Все получилось по той самой схеме. А потом Церковь. Вполне логичное продолжение!

Правильные инвестиции в вечную жизнь

Я вижу четкую связь между десятиной и доходами человека

Времена меняются, рынок скачет, крепко стоять на ногах очень трудно. Когда я обанкротился, то сидел дома с детьми, а жена работала. По субботам у нее было молитвенное собрание, по воскресениям — богослужение. Было сложно в таком режиме, и я попросил ее «отпустить» меня куда-нибудь.

— Хорошо, но ты пойдешь в церковь. Сегодня я, завтра ты.

Ну, я лучше в церковь пойду, чем буду сидеть седьмой день с ребенком. И вот, был неверующим, но начал ходить в церковь. Начал платить десятину — и понеслась. Новый рост в бизнесе у меня пошел от десятины. Когда крестился, я стал более тщательно платить десятину от своих доходов. И они, доходы, прямо взорвались. Это было неописуемо!

Часто слышал от многих:

— У меня зарплата 30 тысяч. Как я понесу в Церковь три тысячи? Вот если бы я зарабатывал 200…

Хотелось ответить:

— Когда ты будешь зарабатывать 200, двадцать ты точно не понесешь.

Протестанты правильно напоминают, что кесарю кесарево, а Божье Богу. Мы ведь обкрадываем Бога и себя, когда не несем десятину. Это очень серьезная вещь.

Хочется кричать людям — платите десятину, вы не обеднеете, а разбогатеете. Тем более, что это не ваши деньги. Десятина — это своего рода инвестиция. Как бизнесмен я хорошо это понимал. Точнее, не понимал, а подсознательно схватывал.

Траты или инвестиции?

Я всегда держу в голове вопрос — это траты или инвестиции? Куда я трачу время — это полезно мне или кому-то? Господь благословит, когда ты делаешь что-то нужное. А не просто ждешь благословения от батюшки.

У меня жена — нутрициолог, врач. Разбирается в питании. Первый закон науки о питании — еда должна приносить радость. Точно так же и бизнес должен приносить радость. Церковь должна приносить радость. И всего этого нужно достичь — радость сама по себе не придет. Должны быть правильные инвестиции.

Никого не агитирую, но убежден, что правильной инвестицией было пойти в Феодоровский собор — он очень необычный в хорошем смысле этого слова.

Даже взять песочные подсвечники, а еще свечки можно не покупать, а брать за пожертвования. По сути мелочь, но для многих это важно. Много такого, что сильно выделяет наш собор… но в большей степени, думаю, приход сюда был велением сердца, голосом Спасителя. Вопрос в том, чтобы услышать этот голос — «нащупать» инвестицию.

Закончу тем, чем начинал — катехизацией. Мы прошли оглашение, воцерковились. С каждым годом приходят разные откровения. Вот одно из них: во время оглашения мы поехали в Мурманск. Решили пойти в местный в храм, и там меня озарило открытие, как в холодную воду попал, — я понял, что значат иконы.

Пришло четкое осознание, что мы одна семья, одна команда — со всеми святыми.

Не так, как говорят в протестантизме: «картины мешают понимать». Наоборот, эти «картины» помогают. Ты понимаешь, что не один. Они, святые, помогают проложить путь. Правильно выбранная Церковь и инвестиции помогают проложить путь ко Спасителю, понять многие вещи, ответить себе на вопросы и, что не менее важно, — правильно их поставить. А если верить лестнице Ханта, то это значит, что задача уже наполовину решена. Осталось дождаться прибыли, Вечной Жизни.

Текст подготовил Владислав Рахматулин