Притча о безумном богаче

 
 
 

Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Лк. 12:16-21

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшняя притча обладает большой силой. Слова, которые говорит Христос, отрезвляют, заставляют слушателей очнуться. Сколько в сегодняшней притче изумительной иронии! Например, в том, как этот простодушный, нелепый человек обращается к своей собственной душе — очень торжественно, как настоящий господин: «Душа моя, пей, веселись, наслаждайся жизнью, празднуй, пируй!»

Если мы не улавливаем некоторые моменты в евангельских притчах, то они превращаются для нас в сказку про белого бычка. Для большинства современных людей в этом и состоит проблема: Слово Божье перестает быть живым. Это тоже диагноз, это означает, что что-то не так в твоем сознании, ты еще не проснулся. Похожее можно встретить в сказках и мифах всех народов мира, не говоря уже о философах-моралистах: ты оставляешь всё, чтобы уйти в вечность.

В сегодняшнем Евангелии есть фраза, которую евангелист Лука добавляет от себя — это заключительные слова. Действительно, этой последней фразы: «Так бывает со всяким, кто собирает сокровища для себя и не богатеет в Боге», — нет в древних текстах. Поскольку притчи по своему жанру — это «бикфордов шнур», который должен взорваться в сердце слушателя, они всегда завершаются на полуслове. Притча — это всегда загадка. Поэтому задается вопрос: кому все это богатство достанется? Ради кого или ради чего все это было?

Евангелист пытается направить нашу мысль в правильное русло. Поэтому он добавляет эти слова. В чем же состоит это великое искусство — быть богатым? Речь, конечно, идет не о количестве финансов, материальных богатств и даже не о количестве пшеницы. Речь идет о неком искусстве, которое можно противопоставить нелепому накопительству. Просто накопительство никакого отношения не имеет к богатству. Поэтому слова «богатеть в Боге» всегда очень трудно перевести. Что это значит? Быть богатым перед лицом Бога? Быть богатым в глазах Бога? Быть богатым рядом с Богом? К сожалению, ни один из переводов не исчерпывает всей глубины и парадоксальности этого простого греческого предлога «эйс», который здесь употребляет евангелист.

Притча — такой жанр, который побуждает человека к действию. Поэтому нужно выбрать самый динамичный вариант. Вероятно, самое важное — обращать свое богатство к Богу, а не тратить его на всякие пирушки и на суету жизни. В чем состоит это богатство? Христос всегда говорит о внутреннем богатстве. Оно не поражает внешним блеском, не ослепляет. Более того, иногда его даже невозможно увидеть невооруженным взглядом — оно всегда невидимо и скрыто. Нужен очень четкий взор, чтобы это увидеть. Его может дать только Бог.

Когда в жизни мы сталкиваемся с человеком, который не просто сильный, не просто успешный, не просто счастливый, то сердцем мы всегда знаем: за этим человеком что-то стоит. Не просто тривиальное богатство, которое легко можно растратить и потерять.

Если обратиться к простоте евангельской истины, то, конечно, богатство не может быть самоцелью. Первое, что нужно сделать, — освободиться от бесплодного бремени самодостаточности. Для того чтобы ресурсы, которые у тебя есть, не заслоняли все собой, а чтобы у тебя было пространство для творческого воображения. Когда есть это свободное поле, то наше воображение, наша мысль, наше желание всегда направляется к Богу.

Дальнейшие стихи этой главы вносят ясность в то, о чем говорит Христос. Он говорит о птицах, которые мало о чем заботятся, но Господь все равно питает их. Именно в этом состоит положительный урок — прежде всего доверять Богу, быть уверенным в Том, Кто знает, в чем ты имеешь нужду, и исполняет твои самые сокровенные желания.

Другой очень важный момент. В притче говорится, что этот человек приготовил много всего — заготавливал всю свою жизнь, чтобы устроить себе роскошную «пенсию», выйти на покой и наслаждаться этим. Но на самом деле времени на это не остается. И здесь мы понимаем, что нужно готовить не богатство — а нужно готовить себя.

Евангелист Лука использует притчу, чтобы говорить об этой бодрости, об этом неустанном бдении, трезвении — с которым следует ожидать возвращение Христа. Как в сегодняшней притче, это может произойти в любое время. В твой дом вечность может войти в любой момент — и к этому нужно быть готовым. Приход Христа не должен застать врасплох.

Еще очень важный момент — самые сокровенные мечты обычно исполняются, и всегда этот момент кризисный. Нужно быть к этому готовым, чтобы не потерять этот шанс. Самое трудное — не накапливать богатство, а суметь им распорядиться, чтобы оно не пошло прахом. Безумно накапливать — это самое бездарное и неблагодарное занятие.

Поэтому чего же мы попросим сегодня у Бога в молитве? Для этого у нас есть пример — Царь Соломон. Который в старости стал Екклесиастом и уже не испытывал никакого удовольствия от всего, что у него было в жизни. Он просил у Бога мудрости, такой мудрости, которая: «восседает одесную тебя» — вот богатство, которое богатеет рядом с Богом.

Нужно постараться получить мудрость, которая была дарована Соломону, Иисусу, сыну Сирахову, Иисусу из Назарета, апостолу Павлу, многим другим философам, мудрецам, праведникам, которые, может быть, окружают нас в жизни — для того, чтобы суметь распорядиться этим богатством с пользой для себя и других.

Самая, может быть, прекрасная победа — это когда мы перестаем быть заложниками своих страхов и своего маленького эго, которые, как ребенок, набивают свои карманы камнями… — это необходимо, чтобы стать личностью, чтобы стать самим собой. Во всем этом нам может помочь премудрость Божья и Дух Божий, который испытывает сердца и утробы, который знает, что по-настоящему нужно, и делится этими богатствами с нами.

Аминь.

05.12.2021. Неделя 24-я по Пятидесятнице

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Притча о безумном богаче. Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко