«Благовещенские птицы» (к истории обряда)

 
 
 

Нет ничего более загадочного, чем знакомые с детства обряды и ритуалы, особенно связанные с религиозным бытом. Простому человеку они кажутся идущими если не от Моисея, то уж точно от самих Апостолов. А на ком (чём) в противном случае утверждается их священная древность и обязательность?!

Одним из таких обрядов, почему-то не зафиксированном в Соборных определениях или Церковном уставе, является зрелищный весенний народно-церковный обычай выпускать из клеток в небо пленённых «благовещенских птиц». Это происходит в день Благовещения (25 марта / 7 апреля) после праздничной Литургии. Зачем это делается, какова связь обряда с богословским содержанием праздника? Соблазняющее видимой простотой «толкование» – «голубь символизирует Святого Духа, сошедшего на Деву Марию», – оказывается, не имеет к историко-филологическому объяснению этого интереснейшего феномена прямого отношения.

«Благовещенские птицы» (к истории обряда)

Владимир (Вольдемар) Казимирович Шилейко (1891–1930)

К счастью, этой темой ещё в начале минувшего столетия заинтересовался выдающийся востоковед, переводчик и поэт Владимир (Вольдемар) Казимирович Шилейко (1891–1930), к слову сказать, второй муж Анны Ахматовой. Проанализировав клинописные тексты, он открыл в обряде возвращения птицам свободы древние месопотамские корни. В результате сто лет тому назад появилась небольшая статья: Шилейко В. Родная старина // Восток. Журнал литературы, науки и искусства. Кн. I. Петербург, 1922. С. 80–81. По непонятным причинам (видимо, по обстоятельствам «смутного времени») она осталась незамеченной на Западе и не привлекала внимания советских учёных. (Следует отметить, что в тексте статьи Лермонтов спутан с Пушкиным, а в эпиграфе цитируется начало стихотворения именно А. Пушкина «Птичка». Вероятно, автор, прекрасно знавший русскую поэзию, доверил корректуру кому-то из издательства.)

«Благовещенские птицы» (к истории обряда) «Благовещенские птицы» (к истории обряда)

«Благовещенские птицы» (к истории обряда) «Благовещенские птицы» (к истории обряда)

Помещаю фото этой малоизвестной статьи по своему экземпляру редкого журнала, купленного в студенческие времена у букинистов за 7 руб. 50 коп. (Немалые для того времени деньги, особенно для студента: проезд на трамвае стоил 3 коп., в метро – 5 коп., а любимая докторская колбаса – легендарные «два двадцать за кило!»)

Новый виток темы обозначили работы нашего современника профессора Владимира Владимировича Емельянова, петербургского востоковеда, литературоведа, переводчика и тоже поэта. Он подверг тщательному анализу публикацию Шилейко в обзорной статье, посвящённой его работам по месопотамской религии; другую же статью скромно назвал «дополнением к статье В. К. Шилейко «Родная старина»» (библиографическое описание см. ниже). На деле же мы получили сводную исчерпывающую работу, посвящённую литературным истокам и религиозному смыслу этого месопотамского обряда, во много раз превосходящую пионерскую работу Владимира Шилейко. Статьи основаны на оригинальных клинописных текстах (в том числе впервые переведённых на русский язык) и научной литературе и являются последним словом на эту тему в мировом востоковедении.

К счастью, эти статьи можно читать в интернете. См.: Емельянов В. В. Работы В. К. Шилейко по истории месопотамской религииЕмельянов В. В. Ассиро-вавилонский обряд выпускания птиц (дополнение к статье В. К. Шилейко «Родная старина») // Бестиарий II. Зооморфизмы Азии: движение во времени. – СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера), 2012. С. 99–110; Никитина А. В. Благовещенские обычаи с птицами у русских и болгар // Морфология праздника. СПб., 2006.

Юрий Рубан

ПРИЛОЖЕНИЕ

Александр Пушкин. Птичка

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При Светлом Празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

Фёдор Туманский. Птичка

Вчера я растворил темницу
Воздушной пленнице моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сиянье голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.

Замечание

Справедливости ради надо отметить, что «птичку» Пушкина надо назвать «пасхальной». Посылая стихотворение в письме к Николаю Гнедичу от 13 мая 1823 года, Пушкин спрашивал, знает ли тот о «трогательном обычае русского мужика» – весной в «Светлое», Пасхальное, воскресение выпускать на волю птиц? И добавлял: «Вот вам стихи на это».