Нет ничего более загадочного, чем знакомые с детства обряды и ритуалы, особенно связанные с религиозным бытом. Простому человеку они кажутся идущими если не от Моисея, то уж точно от самих Апостолов. А на ком (чём) в противном случае утверждается их священная древность и обязательность?!
Одним из таких обрядов, почему-то не зафиксированном в Соборных определениях или Церковном уставе, является зрелищный весенний народно-церковный обычай выпускать из клеток в небо пленённых «благовещенских птиц». Это происходит в день Благовещения (25 марта / 7 апреля) после праздничной Литургии. Зачем это делается, какова связь обряда с богословским содержанием праздника? Соблазняющее видимой простотой «толкование» – «голубь символизирует Святого Духа, сошедшего на Деву Марию», – оказывается, не имеет к историко-филологическому объяснению этого интереснейшего феномена прямого отношения.
К счастью, этой темой ещё в начале минувшего столетия заинтересовался выдающийся востоковед, переводчик и поэт Владимир (Вольдемар) Казимирович Шилейко (1891–1930), к слову сказать, второй муж Анны Ахматовой. Проанализировав клинописные тексты, он открыл в обряде возвращения птицам свободы древние месопотамские корни. В результате сто лет тому назад появилась небольшая статья: Шилейко В. Родная старина // Восток. Журнал литературы, науки и искусства. Кн. I. Петербург, 1922. С. 80–81. По непонятным причинам (видимо, по обстоятельствам «смутного времени») она осталась незамеченной на Западе и не привлекала внимания советских учёных. (Следует отметить, что в тексте статьи Лермонтов спутан с Пушкиным, а в эпиграфе цитируется начало стихотворения именно А. Пушкина «Птичка». Вероятно, автор, прекрасно знавший русскую поэзию, доверил корректуру кому-то из издательства.)
Помещаю фото этой малоизвестной статьи по своему экземпляру редкого журнала, купленного в студенческие времена у букинистов за 7 руб. 50 коп. (Немалые для того времени деньги, особенно для студента: проезд на трамвае стоил 3 коп., в метро – 5 коп., а любимая докторская колбаса – легендарные «два двадцать за кило!»)
Новый виток темы обозначили работы нашего современника профессора Владимира Владимировича Емельянова, петербургского востоковеда, литературоведа, переводчика и тоже поэта. Он подверг тщательному анализу публикацию Шилейко в обзорной статье, посвящённой его работам по месопотамской религии; другую же статью скромно назвал «дополнением к статье В. К. Шилейко «Родная старина»» (библиографическое описание см. ниже). На деле же мы получили сводную исчерпывающую работу, посвящённую литературным истокам и религиозному смыслу этого месопотамского обряда, во много раз превосходящую пионерскую работу Владимира Шилейко. Статьи основаны на оригинальных клинописных текстах (в том числе впервые переведённых на русский язык) и научной литературе и являются последним словом на эту тему в мировом востоковедении.
К счастью, эти статьи можно читать в интернете. См.: Емельянов В. В. Работы В. К. Шилейко по истории месопотамской религии; Емельянов В. В. Ассиро-вавилонский обряд выпускания птиц (дополнение к статье В. К. Шилейко «Родная старина») // Бестиарий II. Зооморфизмы Азии: движение во времени. – СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера), 2012. С. 99–110; Никитина А. В. Благовещенские обычаи с птицами у русских и болгар // Морфология праздника. СПб., 2006.
Юрий Рубан
ПРИЛОЖЕНИЕ
Александр Пушкин. Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При Светлом Празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Фёдор Туманский. Птичка
Вчера я растворил темницу
Воздушной пленнице моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сиянье голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.
Замечание
Справедливости ради надо отметить, что «птичку» Пушкина надо назвать «пасхальной». Посылая стихотворение в письме к Николаю Гнедичу от 13 мая 1823 года, Пушкин спрашивал, знает ли тот о «трогательном обычае русского мужика» – весной в «Светлое», Пасхальное, воскресение выпускать на волю птиц? И добавлял: «Вот вам стихи на это».