Календарный этюд Юрия Рубана
Мы знаем, что календарные дни памяти христианских святых, как правило, – дни окончания их земной жизни и рождения в Вечность. Среди них исключительное место занимает день расставания с жизнью Девы Марии. Отсюда и двоякая тональность праздника: понятная человеческая скорбь сочетается с радостной уверенностью в том, что смерти как уничтожения и небытия просто не существует. На это указывает и славянское название: «Успение» – это просто «Сон», за которым следует пробуждение и слава. Поэтому Католическая Церковь и называет этот праздник Ассу́мпцио – «Принятие Богоматери в небесную славу».
О земной жизни Девы Марии известно мало: канонические Евангелия говорят о Ней только в связи с Её Сыном. Умирающий на кресте Христос просил Её усыновить Своего любимого ученика – святого Иоанна Богослова. Наконец, Книга Деяний Апостольских говорит о Её пребывании среди апостолов в еврейский праздник Пятидесятницы, ставший для нас Днём Святой Троицы. (Вспомним древние иконы и великолепные полотна Эль Греко и других мастеров.) Последующая жизнь Богоматери описана только в апокрифических источниках, не вошедших в Библию и не имеющих догматического авторитета.
Одно из преданий свидетельствует об участии Марии в распределении между апостолами земель, куда им надлежало отправиться для проповеди. По жребию, Ей выпала Иверия (Грузия), с которой Она впоследствии оказалась таинственно связана через Иверскую икону Божией Матери. Но ангел указал Ей иной путь – на Афон (северо-восток Греции), и эта Святая гора стала поздне́е мировым центром православного монашества, местом особого почитания Богоматери.
По другому, исторически более достоверному, преданию, Дева Мария тихо жила в доме Своего названного сына, апостола Иоанна Богослова, – в Иерусалиме и Эфесе (на западном побережье Малой Азии), деля время между молитвами и трудами рукоделия, и посещала места, относящиеся к земной жизни рано ушедшего от неё Сына.
События последних дней, непосредственно связанные с Успением Богоматери, символически воспроизводят важнейшие моменты Её жизни. Новым Благовещением становится возвещение архангела Гавриила о близкой кончине, а принятие Марии вместе с телом в «небесную славу» – новым Введением во Храм. Как некогда Богоматерь держала на руках младенца Иисуса, так теперь Её Сын, спустившийся с небес к смертному одру, принимает на Свои руки маленькую и хрупкую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. Такой, в виде спеленатого младенца, изображается Её душа на православных иконах праздника.
Вскоре наступает кульминация: разлученная с телом душа Богоматери вновь чудесно с ним воссоединяется, и следует уход воскресшего тела в потусторонний мир. Апостолы, собравшиеся в Иерусалим для Её погребения со всех концов Вселенной, раскрыли на третий день гробницу для запоздавшего апостола Фомы. И этот апостол, некогда усомнившийся в Воскресении Христа, теперь сам возвестил товарищам о воскрешении Его Матери: желая поклониться телу Марии, он нашёл в пещере одни лишь погребальные пелены.
Время Успения Девы Марии неизвестно. Очевидно лишь, что оно последовало до первых гонений на христиан, развязанных безумным императором Нероном в 64 году. Древнехристианская традиция указывает гробницы Девы Марии, Её родителей Иоакима и Анны, а также Иосифа Обручника в Гефсиманском саду, в восточной части Иерусалима.
Представление о телесном вознесении Богоматери на Небо разделяют христиане и Православной, и Католической Церквей. Отсутствующий в Православии торжественный момент увенчания (коронования) Девы Марии как «Царицы Небесной» Иисусом Христом – излюбленный сюжет западной религиозной живописи, хорошо знакомый посетителем Эрмитажа. Успению Богоматери посвящены многие храмы Востока и Запада, в том числе ранее главный приходской храм Руси – Успенский собор Московского Кремля. Название праздника отразилось также в одной из самых распространенных на Руси «священнических» фамилий – Успенские.
Символично, что Успение – последний двунадеся́тый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю). А первым двунадесятым праздником Нового церковного года станет Рождество Богоматери (21 сентября н. ст.).
Литература: Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004; Рашковский Е.Б. «С высоты Востока…». М., 1993. С. 71–77.
Входное изображение: Успение Пресвятой Богородицы. Фреска в Свято-Никольском православном кафедральном соборе в Вене (Австрия), фрагмент.