«Крест – красота Вселенной»

 
 
 

Календарный этюд Юрия Рубана

Христианство изначально «парадоксально», как утверждает одно рождественское песнопение. «Невместимый» всей Вселенной Богомладенец умещается в яслях для ягнёнка, а завершает земную жизнь «безумным» поступком – вόлею восходит на крест, ужасное орудие казни, о котором в приличном римском обществе нельзя было даже говорить вслух. Об этом напоминает нам праздник Воздви́жения, выражающий богослужебный аспект почитания христианами Голгофского Креста как орудия спасения человечества. Название указывает на торжественное поднятие Креста вверх («воздви́жение») после обнаружения его в земле. Это единственный двунадесятый праздник, исторической основой которого стали не только новозаветные события, но и более поздние – из области церковной истории.

Рождение Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, – преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста тоже стоит в начале церковного года (14/27 сентября). Его происхождение связано с торжеством христианства в IV веке. Вспомним историю Святых мест.

Что происходило в Палестине?

«Крест – красота Вселенной»

Энрике Симоне. Flevit super illam (Христос оплакивает Иерусалим). 1892

Тремя столетиями ранее, весной 30 года, въезжая в Иерусалим за неделю до страданий, Христос, – пишет евангелист Лука, – «заплакал о нём и сказал: «О, если бы в этот день и ты уразумел, чтό ведёт к миру! Но это сокрыто ныне от глаз твоих. И вот постигнут тебя такие дни, когда твои враги возведут против тебя осадные башни, и возьмут тебя в кольцо, и отовсюду будут тебя теснить, и повергнут во прах тебя и обитающих в тебе, и не оставят у тебя камня на камне…»» (19:41–44).

«Крест – красота Вселенной»

Франческо Хайес. Разрушение Иерусалимского храма римлянами в 70 году. 1867

Прошло сорок лет, и римские оккупанты, жестоко подавившие восстание жителей Палестины, взяли штурмом Иерусалим. При этом сгорел Храм (70 г., сентябрь), единственное дозволенное в Ветхом Завете место поклонения Единому Богу, и с тех пор богослужения в собственном смысле (жертвоприношения) у иудеев не совершаются.

«Крест – красота Вселенной»

Император Адриан (117–138)

Во II веке император Адриан, разгромивший второе антиримское восстание Бар-Кохбы (132–135), враждебный как к иудеям, так и к христианам, решил уничтожить все следы ненавистных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим (ставший эллинистическим городом, пребывание в котором евреям было запрещено под страхом смерти) и назвал его Элия Капитоли́на. На два столетия Святой город словно бы исчез с лица земли [1].

«Крест – красота Вселенной»

Элия Капитолина (Иерусалим). Развалины храма Юпитера (II в.)

На месте Голгофы и Гроба Господня был построен храм Венеры, а на террасе бывшего Иерусалимского храма – храм Юпитера. Роща Адониса окружила Вифлеемскую пещеру.

Только после 313 года, когда Миланский эдикт (точнее – рескрипт) римского императора Константина I Великого (306–337) предоставил христианам свободу вероисповедания, началось восстановление поруганных Святынь. Сам император приказал построить храм Воскресения (греч. Ана́стасис) на месте Голгофы и пещеры Гроба Господня после произведённых на этом месте раскопок. Его освящение состоялось 13 сентября 335 г., и было решено праздновать Воздвижение Креста 14 сентября (по юлианскому календарю). (Римская Церковь празднует Обретение Святого Креста Господня 3 мая, согласно указанию древних Месяцесловов.)

«Крест – красота Вселенной»

Ченни ди Франческо ди сер Ченни, Перенос Еленой Креста с Голгофы в Иерусалим, 1340

По преданию, хранившийся в Иерусалиме Крест Господень был незадолго до этого (в 325 или 326 г.) найден («обретён») матерью Константина, вдовствующей императрицей Еленой, совершившей паломничество по Святым местам и лично возглавившей раскопки Голгофы. Официальное церковное сказание об установлении праздника читается у византийских историков уже следующего (V-го) столетия; при этом они приводят различные варианты этого события.

Знамения при обретении Креста

Согласно Феодориту Кирскому († ок. 466 г.), царица Елена, «увидев место, принявшее спасительные для всего мира страдания, тотчас повелела разрушить постыдное капище (храм Венеры) и вывезти сор. Когда же открылась гробница, то явились три креста, зарытые при Гробе Господнем. Тут все несомненно уверились, что один из них был крест Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, а прочие кресты распятых с Ним разбойников, но никто не знал, который именно прикасался к телу Господню и принял капли драгоценной Его крови. Мудрейший Макарий, предстоятель города (епископ Элии/Иерусалима), разрешил это недоумение следующим образом. Одна знаменитая женщина одержима была продолжительной болезнью. Возлагая на неё с молитвой и благоговением каждый из этих крестов, он узнал силу креста Спасителя, который, лишь только коснулся той жены, тотчас исцелил тяжкую её болезнь. Таким образом мать царя достигла того, чтό составляло предмет её пламенных желаний» (Церковная история 1, 18). По версии другого историка, Созомена († сер. V в.), подлинность Голгофского Креста выявилась при возложении на него покойника, немедленно воскресшего.

После этого епископ Макарий высоко «воздвиг» (поднял) Животворящий Крест над молящейся толпой жителей Иерусалима и паломников, давая возможность всем увидеть Святыню. Согласно современной православной традиции, накануне праздника Воздвижения (за Всенощным бдением, после Великого славословия), священник выносит изображение креста (распятие) из алтаря на середину храма, возлагая его на аналой. В соборных церквах существует обычай медленно «воздвигать» его на четыре стороны света при пении Господи, помилуй! Поскольку Крест – символ страданий, то в день Воздвижения установлен пост.

История и символика

Сказание об обретении Креста Господня следует оценивать не в историческом, но в богословско-символическом аспекте (подобно Введению Богородицы во Храм), поскольку современникам Константина и Елены оно неизвестно. Сам император Константин в поздравительном письме к епископу Элии (Иерусалима) Макарию, предлагая украсить недавно открытый Гроб Господень, ничего не говорит о Кресте. Не знает о нём и «Паломник из Бордо» (333 г.), описавший Голгофу и храм Воскресения. Знаменитый историограф константиновой эпохи Евсевий, архиепископ Кесарии (Цезареи) Палестинской (в подчинении которого находилась тогда Иерусалимская Церковь), в своём «Похвальном слове императору Константину» (335 г.) и «Жизни Константина» также не упоминает об обретении Креста. При этом он подробно описывает его строительную деятельность на месте воскресения Христова, предшествующие раскопки Гроба и даже паломничество по Святым местам Елены. (Разумеется, такое игнорирование величайшей христианской Святыни было бы невозможным даже для объективного языческого историка, тем более для правящего архиерея, в епархии которого будто бы произошло это знаменательное событие.) Только во 2-й половине IV века епископ Кирилл Иерусалимский (†386 г.) говорит о почитании Креста Господня в Иерусалиме и о том, что его частицы разнесены христианами по всей империи. При этом он, предстоятель Иерусалима, не знает о его чудесном обнаружении здесь императрицей Еленой.

«Крест – красота Вселенной»

Икона святых равноапостольных Константина и Елены в нижнем храме Феодоровского собора. Иконописцы Ярослав и Иоанна Якимчуки (2011 г.).

Вероятно, в это время начинает формироваться цикл сказаний об обретении Креста Господня. Сюжетно они объединены образом благочестивой женщины, нашедшей на Голгофе три креста и через излечение (или воскрешение) человека определившей истинный Крест. Впервые о нахождении Креста императрицей Еленой пишет в 395 году епископ Амвросий Медиоланский. У другого западного писателя Павлина Ноланского (403 г.) появляются подробности – о призвании Еленой на Голгофу, в качестве советников, еврейских и христианских мудрецов и о божественном вдохновении, разрешившем недоумение императрицы. В сирийских вариантах предания среди помощников Елены, кроме епископа Макария, фигурируют другие персонажи, в том числе последний иудео-христианский епископ Иерусалима Иуда Кириа́к. Ещё одна версия приписывает первое обретение Креста мифической Протонике, именуемой женой императора Клавдия (41–54 г.).

Святой Иоанн Златоуст (†407 г.) противопоставляет этим преданиям утверждение об эсхатологическом смысле Креста, который не остался на земле, но был взят Спасителем на небо, чтобы вновь явиться с Ним лишь во время Второго Славного Пришествия [2].

«Крест – красота Вселенной»

Храм Гроба Господня. Гравюра, 1845

В любом случае, современная научная источниковедческая оценка сказания об обретении Креста не противоречит его символико-богослужебному переживанию.

Примечания

[1] Знаменательно, что прежнее название Святому Граду вернули только в середине IV века, уже после первого «христианина на троне римских кесарей» императора Константина Великого, приказавшего построить в Иерусалиме Храм Воскресения! На I Вселенском соборе (325 г.) присутствовал скромный и не игравший никакой роли «епископ Элии» (т. е. Иерусалима), подчинённый архиепископу Кесарии (Цезареи) Палестинской (гражданская столица Иудеи). В V столетии это унизительное состояние ликвидировали, но церковные диптихи определили патриарху Иерусалимскому только пятое место по чести; а после разрыва с первенствующим Римом (1054 г.) он стал четвертым по старшинству в семье Православных Церквей и пребывает на этом месте до сих пор (первым же стоит «патриарх Константинопольский», реально – Стамбульский!). Как видим, политическая традиция, восходящая ко временам ещё языческой Римской империи, до сих пор удерживается церковными канонами.

[2] В других текстах с именем этого автора – текстологи признают их неподлинными – приводится позднейшее традиционное сообщение о находке трёх крестов.

Лит.: Скабалланович М. Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Киев, 2004; Chirat H. Cross. Finding of the Holy // New Catholic encyclopedia. Palatine, 1981. Vol. 2, p. 479–482.