Что значит быть учеником

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в неделю по Воздвижении.

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: [Зач. 37.] кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Мк.8:34-9:1 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! Сегодня в центре храма, рядом с иконой Воскресения Христова, находится крест, поскольку мы продолжаем праздновать Воздвижение Креста Господня. Так храм выглядит только несколько раз в году, и это еще одно напоминание каждому из нас о том, что означает крест для Церкви, для мира и для меня лично.

Очень часто крест у нас ассоциируется с чем-то пассивным. Мы говорим о том, что нужно безропотно нести свой крест, и подразумеваем, что речь идет о каком-то «стоическом» перенесении скорбей, проблем, которые обрушиваются на человека, на человечество. Однако в сегодняшнем Евангелии Христос говорит совершенно о другом. Он говорит о том, что крест – это прежде всего свободный выбор. Мы слышим, что Христос обращается и к ученикам, и ко всему народу, тем самым указывая на то, что христианство – это не просто какой-то тайный клуб людей, обладающих особым знанием, особым «гнозисом». Христианство – это не просто традиция, христианство – это не просто некая симпатия к тому, о чем написано в Евангелии, о чем говорил Иисус Христос. Христианство – это всегда деятельный выбор. Крест, своей четырехконечной формой показывающий на четыре стороны света, указывает на то, что, принимая его на себя, мы должны обязательно делать выбор.

Выбор, как говорят некоторые рукописи Евангелия от Луки, «ежедневный» – ведь речь идет о том, что крест нужно принимать на себя ежедневно. «Отвергнись себя» – слова, которые, на первый взгляд, могут означать некое самоограничение человека, осознание его недостаточности, несовершенства и т.д. Но вместе с тем это и призыв задуматься о том, а что же находится в центре моей жизни? Что лежит на этом аналое моего сегодняшнего дня? Моя собственная фотография, мое изображение, мои проблемы, мои нужды или что-то другое?

Это отвержение себя не означает просто какое-то недоверие и самоуничижение, здесь важно понять – все то, чем я живу, это лишь небольшая часть моей человеческой и всей вселенской жизни. И Бог через крест предлагает мне перенести центр тяжести с меня самого, с моего эго на нечто более широкое, глубокое и прекрасное.

Христос не говорит о том, что крест нужно просто нести. Следующий Его призыв «возьми крест» означает, что в самых разных условиях нашей человеческой жизни мы должны проявлять активность, мы должны, как христиане, делать на один шаг, а может, и на несколько шагов больше, чем этого требует от нас закон, общественный договор, некая общечеловеческая этика. Крест нужно брать на себя, поскольку только в этом случае, если мы его на себя возьмем, если он будет не просто украшением, которое мы носим на груди как все крещенные христиане или крестом, который носит священник, – только в этом случае Он начнет действительно менять нашу жизнь.

И, наконец, последнее, о чем говорит Христос, – это следование за Ним.

Христианство – это всегда движение, это всегда динамика, это всегда некий путь, и путь не в смысле конфуцианского «дао», некоего пути ради пути, движения ради движения. У этого пути есть цель, и эта цель – Воскресение Христово. Мне кажется, очень символично, что сегодня, как раз в неделю по Воздвижении, мы начинаем катехизацию – очередную в нашем Феодоровском соборе, поскольку крест будет сопровождать все эти месяцы наше совместное размышление, наше совместное возрастание, наше совместное все новое и новое движение ко Христу.

В середине Великого поста, на Крестопоклонной неделе, когда в древности в Константинополе начиналось интенсивное предпасхальное оглашение, крест будет вновь вынесен на центр храма. В Великую пятницу, за день до крещения наших братьев и сестер в Великую субботу, крест, во время чтения Евангелий, также выносится в центр храма, чтобы указать нам на самую трагическую и вместе с тем самую многообещающую страницу человеческой истории – распятие Христа на Голгофе.

И наконец, в Великую субботу новокрещеные в белых одеждах с возложенными на них нательными крестами в рамках процессии, которая символизирует наше постоянное движение, поднимутся из нижнего храма сюда, в верхний храм, чтобы все вместе мы приняли участие в Божественной литургии.

Поэтому сегодня мы все вместе еще раз по-новому начинаем выполнять призыв Христа. Призыв, который приведет к тому, что действительно все мы – наша община Феодоровского собора – в этом начинающемся церковном году станем свидетелями Царствия Божьего, которое продолжает «приходить в силе» (Мк. 9:1) в этот мир через тех людей, которые слышат призыв Христа, откликаются на него и тем самым становятся живыми камнями, из которых Христос продолжает созидать свою Церковь.

Аминь.

Что значит быть учеником. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/