Календарный этюд Юрия Рубана
Память каждого народа хранит имена, ставшие символами государственной или церковной жизни. Для России таким именем уже давно стало имя Сергий. Действительно, сегодня, 8 октября (25 сентября ст. ст.), в московской – да и не только в московской, а во всей Православной Руси и даже за её пределами – большое торжество. Его центр – знаменитая Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде (в советское время – Загорск), недалеко от Первопрестольной. Многочисленные паломники уже накануне собрались здесь на ежегодное празднование памяти её великого основателя, преподобного [1] Сергия Радонежского, реформатора монашеской жизни Древней Руси.
Великий подвижник Русской земли родился около 1314 года в семье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Потеряв своё поместье, они вынуждены были около 1330 года обосноваться в подмосковном Радонеже. После их смерти Варфоломей (мирское имя Сергия), с юности мечтавший об уединённой жизни, стал монахом в Хотьково-Покровском монастыре, где уже иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству» (пустынножитию), Сергий основал пу́стынь на берегу реки Кочуры и здесь, посреди глухого Радонежского бора, построил в 1335 году маленькую деревянную церковь – первый на Руси храм во имя Святой Троицы [2]. Так был заложен фундамент центра духовной жизни нашей страны.
Святой Сергий – игумен
Авторитет Сергия в Московской земле признавали все, и сам глава Русской Православной Церкви знаменитый святой митрополит Алексий (1354–1378) даже предлагал ему стать его преемником. Скромный монах ответил решительным отказом: «Влады́ко святы́й, а́ще не хόщеши отгна́ти мою нищету от слышания святыни твоея́, прочее не приложи́ о сем глагόлати к моей худости». Преподобный хорошо сознавал своё место и роль в жизни Церкви. В основном он вел полуотшельнический образ жизни – молитва, пост, физический труд. Ведь даже игуменом (букв. предводителем) он стал против своей воли, уступая желанию монашеской братии, селившейся вокруг его кельи.
Святой Сергий управлял не приказами, не посредством жестокой дисциплины, а любовью, личным примером и уговорами. Он никогда не позволял себе стыдить, осуждать или отчитывать насельника своего монастыря публично, при других. Игумен заботился о сохранении личного достоинства человека, понимая, что унижение и вынужденное послушание ни к чему доброму не ведёт, – чаще всего оно бывает притворным, а в душе человека рождается затаённая злоба. Поэтому, если он был недоволен тем или другим из своих иноков, то ночью, обходя монастырь, стучался к нему в дверь. И на вопрос, зачем это игумен к нему явился, кротко отвечал: «Ты сам знаешь – почему». И с этими словами уходил.
Святой Сергий – «государственный муж»
Мудрый пастырь, которому пришлось стать и «государственным мужем», собирал воедино раздробленные Русские земли. Зримым и непререкаемым для христианина символом необходимости единения служил монастырский храм во имя Святой Троицы. Согласно христианскому учению, Лица Святой Троицы едины на глубочайшем сущностном уровне, сохраняя в то же время Свои индивидуальные свойства и Ипостасное (Личностное) равенство, не подавляя друг друга. К такому единству во множественности следует стремиться и людям своей Церкви и страны.
Святой Сергий успел убедить почти всех горделивых и недальновидных князей признать главенство великого князя московского Дмитрия Ивановича. Он даже предпринимал путешествие в Рязань и Нижний Новгород, чтобы уговорить тамошних князей-диссидентов признать старшинство Московского князя (в истории они остались трусами и предателями русской борьбы; но таких у нас – всегда ничтожное меньшинство).
Преподобный Сергий чувствовал время, и 1380 год подтвердил его дело. Перед решающей для судеб России Куликовской битвой Дмитрий Донской получил от него благословение. Сергий предрёк князю победу и спасение на поле брани и отпустил в поход двух иноков-богатырей Пересвета и Ослябю, некогда бывших воинами. Это стало символом единства Церкви и русского народа в период катастрофических испытаний.
Святой Сергий скончался в 1392 году, а уже в 1452 году был причислен к лику святых. Составителем его первого жития был Епифаний Премудрый. А первым на Руси храмом его имени, вероятно, стала надвратная церковь во Владычном дворе Новгородского кремля, построенная архиепископом Ионой в 1459–1460 (либо в 1463) годах. Историки считают, что это был сознательный примирительный жест новгородцев в сторону Москвы, отношения с которой неумолимо ухудшались: за пределами Московского княжества почитание преподобного Сергия тогда ещё не получило распространения.
Со дня кончины святого минуло 630 лет, и сейчас – в годину новых испытаний – нашим народом вновь востребован опыт преподобного Сергия Радонежского, болевшего за единство и независимость Святой Руси и умевшего примирять непримиримых и соединять несоединимое.
Примечания
[1] Преподобный – это общее название многочисленного разряда святых. Их подвиг заключается в монашеском подвижничестве.
[2] Богословское учение о взаимоотношении Лиц Святой Троицы было окончательно сформулировано ещё в IV веке и закреплено в Никео-Цареградском Символе веры. Но далеко не все знают, что первые храмы во имя Святой Троицы появились в христианском мире гораздо поздне́е, не ранее XII века, причём, по мнению некоторых исследователей, сначала на Западе (вопрос требует специальных изысканий).
Лит.: Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Лавра. Сергиев Посад, 1892; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 140–153; а также статьи в новейших исторических и богословских энциклопедиях.