«Собиратель русских земель»

 
 
 

Календарный этюд Юрия Рубана

Память каждого народа хранит имена, ставшие символами государственной или церковной жизни. Для России таким именем уже давно стало имя Сергий. Действительно, сегодня, 8 октября (25 сентября ст. ст.), в московской – да и не только в московской, а во всей Православной Руси и даже за её пределами – большое торжество. Его центр – знаменитая Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде (в советское время – Загорск), недалеко от Первопрестольной. Многочисленные паломники уже накануне собрались здесь на ежегодное празднование памяти её великого основателя, преподобного [1] Сергия Радонежского, реформатора монашеской жизни Древней Руси.

«Собиратель русских земель»

М. В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею (1889–1890)

Великий подвижник Русской земли родился около 1314 года в семье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Потеряв своё поместье, они вынуждены были около 1330 года обосноваться в подмосковном Радонеже. После их смерти Варфоломей (мирское имя Сергия), с юности мечтавший об уединённой жизни, стал монахом в Хотьково-Покровском монастыре, где уже иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству» (пустынножитию), Сергий основал пу́стынь на берегу реки Кочуры и здесь, посреди глухого Радонежского бора, построил в 1335 году маленькую деревянную церковь – первый на Руси храм во имя Святой Троицы [2]. Так был заложен фундамент центра духовной жизни нашей страны.

Святой Сергий – игумен

«Собиратель русских земель»

М. В. Нестеров. Преподобный Сергий Радонежский (1891–1899)

Авторитет Сергия в Московской земле признавали все, и сам глава Русской Православной Церкви знаменитый святой митрополит Алексий (1354–1378) даже предлагал ему стать его преемником. Скромный монах ответил решительным отказом: «Влады́ко святы́й, а́ще не хόщеши отгна́ти мою нищету от слышания святыни твоея́, прочее не приложи́ о сем глагόлати к моей худости». Преподобный хорошо сознавал своё место и роль в жизни Церкви. В основном он вел полуотшельнический образ жизни – молитва, пост, физический труд. Ведь даже игуменом (букв. предводителем) он стал против своей воли, уступая желанию монашеской братии, селившейся вокруг его кельи.

«Собиратель русских земель»

М. В. Нестеров. Труды преподобного Сергия Радонежского. Триптих

Святой Сергий управлял не приказами, не посредством жестокой дисциплины, а любовью, личным примером и уговорами. Он никогда не позволял себе стыдить, осуждать или отчитывать насельника своего монастыря публично, при других. Игумен заботился о сохранении личного достоинства человека, понимая, что унижение и вынужденное послушание ни к чему доброму не ведёт, – чаще всего оно бывает притворным, а в душе человека рождается затаённая злоба. Поэтому, если он был недоволен тем или другим из своих иноков, то ночью, обходя монастырь, стучался к нему в дверь. И на вопрос, зачем это игумен к нему явился, кротко отвечал: «Ты сам знаешь – почему». И с этими словами уходил.

Святой Сергий – «государственный муж»

Мудрый пастырь, которому пришлось стать и «государственным мужем», собирал воедино раздробленные Русские земли. Зримым и непререкаемым для христианина символом необходимости единения служил монастырский храм во имя Святой Троицы. Согласно христианскому учению, Лица Святой Троицы едины на глубочайшем сущностном уровне, сохраняя в то же время Свои индивидуальные свойства и Ипостасное (Личностное) равенство, не подавляя друг друга. К такому единству во множественности следует стремиться и людям своей Церкви и страны.

«Собиратель русских земель»

Сергий благословляет Димитрия Донского и его дружину

Святой Сергий успел убедить почти всех горделивых и недальновидных князей признать главенство великого князя московского Дмитрия Ивановича. Он даже предпринимал путешествие в Рязань и Нижний Новгород, чтобы уговорить тамошних князей-диссидентов признать старшинство Московского князя (в истории они остались трусами и предателями русской борьбы; но таких у нас – всегда ничтожное меньшинство).

Преподобный Сергий чувствовал время, и 1380 год подтвердил его дело. Перед решающей для судеб России Куликовской битвой Дмитрий Донской получил от него благословение. Сергий предрёк князю победу и спасение на поле брани и отпустил в поход двух иноков-богатырей Пересвета и Ослябю, некогда бывших воинами. Это стало символом единства Церкви и русского народа в период катастрофических испытаний.

«Собиратель русских земель»

Митрополит Новгородский Лев совершает Литургию в Сергиевской церкви Новгородского кремля 8 октября 2021 года

Святой Сергий скончался в 1392 году, а уже в 1452 году был причислен к лику святых. Составителем его первого жития был Епифаний Премудрый. А первым на Руси храмом его имени, вероятно, стала надвратная церковь во Владычном дворе Новгородского кремля, построенная архиепископом Ионой в 1459–1460 (либо в 1463) годах. Историки считают, что это был сознательный примирительный жест новгородцев в сторону Москвы, отношения с которой неумолимо ухудшались: за пределами Московского княжества почитание преподобного Сергия тогда ещё не получило распространения.

Со дня кончины святого минуло 630 лет, и сейчас – в годину новых испытаний – нашим народом вновь востребован опыт преподобного Сергия Радонежского, болевшего за единство и независимость Святой Руси и умевшего примирять непримиримых и соединять несоединимое.

Примечания

[1] Преподобный – это общее название многочисленного разряда святых. Их подвиг заключается в монашеском подвижничестве.

[2] Богословское учение о взаимоотношении Лиц Святой Троицы было окончательно сформулировано ещё в IV веке и закреплено в Никео-Цареградском Символе веры. Но далеко не все знают, что первые храмы во имя Святой Троицы появились в христианском мире гораздо поздне́е, не ранее XII века, причём, по мнению некоторых исследователей, сначала на Западе (вопрос требует специальных изысканий).

Лит.: Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Лавра. Сергиев Посад, 1892; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 140–153; а также статьи в новейших исторических и богословских энциклопедиях.