Лекция «Пиноккио – истина в волшебных одеждах» прошла в Просветительском центре

 
 
 

Представляем фото и видео с лекции.

16 ноября в зале Дома причта Федоровского собора состоялась лекция магистранта Санкт-Петербургской духовной академии и алтарника Федоровского собора Ивана Иванова «Пиноккио – истина в волшебных одеждах».

Лектора представила преподаватель СПбДА и сотрудник информационной службы Феодоровского собора Анна Ершова. Была организована прямая трансляция лекции.

В начале встречи Иван Иванов обратил внимание слушателей на то, что сказка «Пиноккио» — наглядный примером того, что богословские истины можно найти не только в трудах Святых отцов, но и в простых книгах.

«Эта лекция, а вернее сказать встреча – попытка рассмотреть те богословские истины, которые зачастую ускользают от нас, когда мы читаем специальную богословскую литературу. Когда мы ведем разговор о сложных и «взрослых» книжках, то, конечно, делаем вид, что нам все понятно. При таком чтении наш мозг совсем отключается и просто проглатывает «куски» тяжеловесных лексических конструкций. Но когда мы рассматриваем такие совсем простые книги, как «Пиноккио», то эта истина кажется нам чем-то ярким и контрастирующим с окружающим миром».

Лекция «Пиноккио – истина в волшебных одеждах» прошла в Просветительском центреЛекция «Пиноккио – истина в волшебных одеждах» прошла в Просветительском центреЛекция «Пиноккио – истина в волшебных одеждах» прошла в Просветительском центре

Во время встречи лектор рассказал слушателям некоторые факты биографии автора сказки «Пиноккио» –– Карло Коллоди, про параллели  текста сказки с книгами Ветхого и Нового Заветов. Особо Иван Иванов выделил историю пророка Иона.

«Параллель с историей пророка Ионы — прекрасная иллюстрация того, как совсем простая басня облекается чудесным и таинственным смыслом. И как истина может подаваться совсем не сложным и скучным языком. Потому что за зашифрованным языком сказки Коллоди стоит уже не просто увлекательное приключение деревянного человечка, а история непослушания воли Отца».

После лекции участники задали вопросы докладчику. Иван Иванов рассказал, как родилась идея изучать именно эту сказку, а также о том, что он преподает иностранным студентом свой предмет, основываясь на образах «Пиноккио».

Лекция «Пиноккио – истина в волшебных одеждах» прошла в Просветительском центре

В конце встречи одна из слушательниц, занимающаяся изготовлением авторской куклы, показала собравшимся свой вариант известного персонажа — Пиноккио.

Текст: Савва Кравец, фото: Анна Ершова

Видео с прямой трансляции:

16.11.22 Лекция «Пиноккио – истина в волшебных одеждах»

 

Конспект лекции Ивана Иванова, 16.11.2022, Феодоровский собор:

Эта лекция, а вернее сказать, встреча – попытка рассмотреть те богословские истины, которые зачастую ускользают от нас, когда мы читаем специальную богословскую литературу. Это встреча с прекрасной и, казалось бы, простой на первый взгляд книжкой — «Пиноккио» Карла Коллоди. В этом приключении каждый удивительным образом узнает себя. Это не просто описание марионетки, которая из «плохой» становится «хорошей», а важное признание того, что истинная свобода не может осуществиться вне единения человека с Отцом, вне встречи человека самого с собой.

Карло Лоренцини родился 24 ноября 1826. Ранние годы будущего журналиста и писателя прошли в Коллоди — родной деревне матери. В дальнейшем в честь этого населенного пункта он и взял себе литературный псевдоним. По окончании начальной школы ребенка решили отправить на обучение в духовную семинарию. Но мальчик, обнаружив в себе отсутствие тяги к профессии священника, в итоге оказался в College of the Scolopi Fathers. Здесь состоялось его знакомство с риторикой и философией.

История, воплощенная в известной сказке, на самом деле самая настоящая. Дело в том, что в 2001 году группа американских археологов побывала на старинном кладбище в Тоскане. И поблизости от могилы Карло Коллоди они нашли другую – некоего «Пиноккио Санчеса». Исследователи сразу заинтересовались фактом по двум причинам: имя было точь-в-точь, как у персонажа в сказке, и итальянцы не дают странных имен своим детям. А «Пиноккио» – это «кедровый орешек». В результате вскрытия гробницы оказалось, что там погребен человек с деревянными протезами ног, деревянной частью руки и протезом на носу. А на всех протезах было имя мастера: Карло Бестульжи.

В 1790 г. во Флоренции в бедной семье Санчесов родился мальчик. Его назвали необычным именем Пиноккио. У мальчика оказалось редкое генетическое заболевание – задержка физического развития. Он остался карликом на всю жизнь. Но это было только начало всех его несчастий. Несмотря на серьезный недуг, он отправился в армию. Там он дослужился до капрала и участвовал в нескольких небольших сражениях, где и получил серьезные увечья. Домой он вернулся без ног и со сломанным носом. Вскоре все родные Пиноккио умерли, и он оказался совсем один. Но мир не без добрых людей, и мастер Карло Бестульжи сделал ему протезы, которые юноша хорошо освоил. Пиноккио жил на деньги, которые получал от своих выступлений на рыночной площади. Однажды он трагически погиб во время своего выступления.

Конечно, автор не знал этого человека лично, потому что ему было всего 8 лет, когда Пиноккио Санчес умер. Но, несомненно, Карло знал об этой драматичной истории. Изначально Лоренцини хотел изложить ее в серьезном романе, но почему-то получалась сказка. Автор сам об этом пишет своей кузине:

«Дорогая моя кузина, ты интересуешься моими ближайшими планами. В предыдущем письме я упоминал о несчастном, но очень храбром человеке – Пиноккио Санчесе. Хотел бы написать о нем. Думал, что это будет серьезный роман, но почему-то с самого начала шла сказка. В связи с чем, сам не пойму, ведь на самом деле судьба Пиноккио была очень трагичной, а не сказочной. К чему это в итоге приведет, не знаю».

Мы тоже, кончено же, слышали о Пиноккио, но не все читали эту сказку. В России мы более знакомы с произведением Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». «Буратино» в переводе с итальянского – «кукла», и Толстовская история Буратино – это освобождение куклы от назойливых веревочек. А история Пиноккио – это история трансформации куклы в человека, очеловечивание деревяшки.

Что же произошло в мастерской Мастера Вишни? Сказки обычно начинаются с какого-то принца, короля, процессы… – в общем, с волшебного и прекрасного повествования. Но здесь не совсем типичное начало. Жил-был кусок дерева! Как это походит на начало библейского повествования книги Бытия…

Причем у Коллоди упоминается не просто дерево, а САМОЕ ОБЫЧНОЕ дерево. Не какое-то красное, дорогое и элитное, нет, самое простое. То, что бросают в огонь для растопки, то, что мы даже не замечаем в своей обычной жизни. Автор с первых строк говорит, что весь разговор будет о чем-то простом. И вообще – будто отсекает аудиторию: не нужно читать дальше, кому интересна история простого полена. Ведь нам нужна вывеска, реклама!

Коллоди не стремится гнаться за всеми, он целенаправленно пишет сказку о простом; о том, что скрыто от большинства глаз. Но именно это начало подчеркивает то, что будет разворачиваться дальше, и контрастирует с тем, что будет в конце. Как тяжело поверить, что тот милый, любимый и такой самобытный Пиноккио, которого мы видим в конце книги, в начале своего пути был обычным куском дерева. Подобно тому, как некогда бывший «пылью» Адам становится царем земли.

История Пиноккио — это путь. Такой же путь, как и жизнь каждого из нас. Жизнь – постоянное движение, но вопрос — куда? Мы с вами на протяжении всей сказки будем удивляться тому, сколько же путей будет открыто перед обычной куклой. Но невозможно помыслить, сколько путей открывается каждый день перед каждым из нас!

И я прекрасно понимаю кардинала Джакомо Биффи, миланского епископа, который переложил свои многолетние труды на язык простого Пиноккио.

Справка: Кардинал Джакомо Биффи (итал. Giacomo Biffi) родился 13 июня 1928 года в городе Милан, Италия. Закончил семинарию в Милане. Посвящён в священники 23 декабря 1950 архиепископом Милана кардиналом Ильдефонсо Шустером. В 1951—1960 работал преподавателем догматического богословия в семинариях, а в 1960—1975 — священником в нескольких приходах миланского диоцеза, в том числе на протяжении 6 лет в приходе св. Андрея, где создал первый в Италии приходский пастырский Совет. Канонический теолог миланской архиепископии и епископский викарий по делам культуры с 1 февраля 1975. Скончался 11 июля 2015 года, в Болонье.

Сегодня в рамках нашей с вами встречи мы встретим «истину в волшебных одеждах». Истину, которая не сокрыта от нас, а которая лежит на поверхности простого и яркого языка итальянского автора. И чтобы понять ее, нам нужно пройти вместе с нашим Пиноккио по дороге жизни.

Мастер Вишня и Джезеппетто – оба мастера столяры, два сапога – пара! Но давайте посмотрим, какая колоссальная разница в их внутреннем мире. Да, это просто трудяги, вся жизнь которых – череда самых обычных будней. Многие из нас так и живут, говоря, что ничего не происходит: «Моя жизнь скучна». На самом деле сам факт нашей жизни – чудо! Просто кто-то из нас — такие же красноносые мастера Вишни…, и зачастую таким людям совсем не интересно ничего.

Кардинал Биффи в своем труде прекрасно замечает, что у мастера Вишни совсем нет сверчков под париком. Для него существует лишь два принципа в жизни:

  1. Истина только то, что можно потрогать. Именно поэтому люди слушали учение Христа и совсем не услышали Его. Им нужны были блага здесь и сейчас. Они хотели быть сверхобществом и властителями мира. Именно поэтому многие из них думали, что, распиная Христа, они вынудят Его, наконец, явить им чудо. Они совсем не смогли распознать то, что чудо уже кроется в Его учении.
  2. Для таких людей может произойти только то, что происходило ранее. Даже чудеса Христа люди пытались осмыслить и понять, как же Он это делает?! Люди хотели ответа на вопрос «как?». Но для них совсем не важен был вопрос «почему?».

У такого человека совсем нет тайн, он сам отравляет свою жизнь, делая ее бессмысленной. Однажды рядом с ним случайно произойдет маленькое чудо, но он отправит его в камин, чтобы приготовить чечевичную похлебку. Именно поэтому для таких людей даже Вифлеемская ночь была обычной ночью.

Даже случайно появившееся полено появляется закономерно. Все в нашем мире является взаимосвязанной цепью, потому что все есть творение Бога. Нельзя осмыслить вещи в их отрыве, ровным счетом как нельзя воспитать ребенка, вырвав его из общества.

Невозможно долго сопротивляться тайне. И вот наш герой – мастер Вишня – оказывается на полу. Он повержен тайной! Можно было бы заканчивать наш разговор, если бы тайна победила. Если бы тайна растоптала свободу бедного мастера. Но у каждого человека есть выбор.

Именно о постоянном выборе на пути жизни мы и будем говорить, читая последующие главы. Вот, например, во второй главе поверженный мастер Вишня, который уже никак не может сопротивляться чуду, просто-напросто отдает его своему другу Джузеппетто.

В этих первых главах автор сообщает о том, кто же здесь главный герой. Несмотря на название сказки, главный герой вовсе не Пиноккио. А главный герой – отец. Вернее, огромная отцовская любовь, которую бедный Джузеппетто вкладывает в своего деревянного Пиноккио.

Почему же бедный? Да потому, что Джузеппетто слишком сожалеет о своем строптивом творении, но сделать ничего не может. Ибо он так полюбил своего деревянного сына, что готов, будучи невинным, сесть в тюрьму за этого проказника и продать свою единственную куртку. Именно поэтому, как и притча о блудном сыне, сказка Пиноккио – это гимн безмерной и жертвенной любви отца. Той любви, которая заставит полностью измениться внутренний мир Пиноккио и сделает его настоящим мальчиком.

Джузеппетто появится лишь в начале и в конце сказки, в точке начала и в точке конца пути проказника Пиноккио. Но и этого будет достаточно для того, чтобы малыш шел по жизни, ощущая огромную силу, ведущую его вперед. Именно любовь отца ведет Пиноккио по его дороге.

Удивительным образом на место озорного деревянного человечка идеально встраивается каждый из нас. Мы, подобно Пиноккио, совершаем порой смешные и неразумные поступки, но в самые трудные моменты что-то невидимым образом указывает нам путь.

Полено, пройдя через многое, превращается в мальчика, но между этими этапами есть пространство. Какое же? Это пространство свободы во Христе. Благодаря этому, мы можем оставаться верными детьми Христовыми, но и благодаря этому же мы можем превращаться в непослушных хулиганов. Перед ним снова и снова встает этот сложный выбор. И не всегда он будет верным. Вспомним, как мнимая «свобода» вновь заслоняет истину для Пиноккио, как он выбирает страну удовольствий и в конце концов становится настоящим ослом.

Мы часто оказываемся перед выбором: как и куда нам идти?! Пиноккио бежит по пути ложной свободы и лишь отмахивается от мудрого говорящего сверчка. У каждого из нас есть такой же сверчок. Вопрос лишь в том, а какой он?! Размазанный по стене дома Джузеппето, с охрипшим голосом в таинственном лесу или кричащий нам о том, чтобы мы скорее бежали к отцу, потому что он ждет и ищет нас?

Вся история христианина – путь, но этот путь не просто прямая линия из мощеного камня. Наш путь – удивительная кривая, которая скрывает препятствия и повороты. 15-я глава книги ярчайшим образом показывает всю сложность пути. Пиноккио висит на дереве и хриплым голоском шепчет: «Ах отец, был бы ты тут!» В этом эпизоде происходит трансформация всей сказки. Именно в этот момент наш Пиноккио понимает, что вся его жизнь – ничто без Отца. И теперь весь путь его будет направлен к настоящей светлой свободе в Отце. Путь истинного освобождения, которое возможно только при объединении с Отцом.

Пиноккио открывает удивительный рецепт того, как любовь отца может вести к истине. С того момента, как Пиноккио осознает важность и особое место Отца, он встает на верный путь. И вторая часть книги уже рассказывает о том, как кукла становится мальчиком. Он делает ошибки, попадается в лапы разных обстоятельств, но идет уже к истинной свободе.

Вторая глава показывает, как два внешне одинаковых человека становятся абсолютной противоположностью пред лицом тайны. Мастер Вишня – боится и пытается отстраниться от чуда. А Джузеппетто, напротив, открыт для принятия. И тут вопрос не в том, какой ты человек, а в том, принимаешь ли ты Тайну? Готов ли ты встретить ее и измениться благодаря ей?

Теперь давайте попробуем остановиться на библейских параллелях. Через несколько глав (беззаботных мгновений жизни деревянного человечка без отца) Пиноккио начинает погружаться в жестокий и одинокий мир. Уже в 3-й главе мы видим, что деревянный человечек входит в свой собственный персональный ад. Прямо как у Данте в «Божественной комедии», Пиноккио поэтапно входит в суровую действительность, полную скорби и пустоты. Мир без отца оказался миром, где есть голод. Мир без отца оказался враждебным к маленькому человечку, в мире без отца даже мы сами можем быть враждебны самим себе.

Оказывается, Пиноккио постоянно нуждается в отце. Нужда открывается из опыта голода — здесь параллель с евангельской притчей о блудном сыне (Лк.15:11-32). Когда сын понял, что он одинок? Не когда он потратил все свои деньги, и веселье закончилось, но в тот момент, когда в далекой стране, в которой он пребывал, начался голод. Опыт голода заставляет сына задуматься о возвращении к отцу. В этот момент сын не знает, как и что делает его отец. Он не знает, изменил ли он к нему отношение после его поступка, но он понимает, что нуждается в нем. И когда Пиноккио в отчаянии лежит с обуглившимися ногами и слышит стук Джузеппетто в дверь, он понимает, что ждал именно отца.

И в таком прочтении притча о блудном сыне превращается в притчу о любящем отце. В евангельской истории нет акцента на грехе сына, главное место занимает именно любовь отца. Из нее мы узнаем многое о милосердии Божием.

Возвращаясь к тексту «Пиноккио», мы видим, что деревянный человечек не чувствует боли, пока не осознает, что не может откликнуться на долгожданный зов любящего отца. Именно это самое страшное! Невозможность откликнуться на тот зов, который ты ждешь. Пиноккио сам закрыл дверь! Мы сами закрываемся!

Быть со Христом – это идти по пути человечности. А истинная человечность раскрывается в послушании Отцу. Но быть со Христом – это не всегда только путь наверх, потому что и Христос спускается к нам в мир. А в этом самом мире мы страдаем от безразличия и суеты, которые пожирают нас (как огонь ноги Пиноккио.) Но вдруг мы слышим СТУК! Бог стучит к нам, Он входит совершенно неожиданно!

Отец починит ноги, и Пиноккио убежит. И до конца книги они не встретятся. НУЖДА будет постоянно с ним. Все остальное повествование книги до 15 главы – трагичная жизнь без Отца. А ее конец – наивысшая точка драмы человеческой истории: Пиноккио чувствует приближение смерти, все еще надеясь, что какая-то душа спасет его. Но, вися на дереве, с каждой минутой понимает бесполезность своих надежд. Именно в этот момент он думает о своем отце и шепчет: «АХ, ОТЕЦ МОЙ! ЕСЛИ БЫ ТЫ БЫЛ ЗДЕСЬ…».

Здесь мы понимаем, что Отец — единственный, кто останется с нами до конца. Сначала мы пробуем все возможное, обращаемся ко всем, пытаясь избежать влияния отца всеми способами. Но затем мы падаем в его объятия.

Возможно, наши собственные духовные скитания сопровождаются смутной интуицией, что отец всегда рядом и всегда готов принять нас обратно, как бы долго и упорно мы ни блуждали. Мы оставляем его напоследок, потому что у нас есть уверенность, что мы найдем его снова, когда все остальные надежды улетучатся. Но может быть слишком поздно…

Перед тем как Пиноккио поймали и повесили, он успел увидеть проблеск спасения: среди мрачной зелени деревьев разглядел вдалеке белоснежный домик – «дом Божий, который есть Церковь Бога живого» (ап. Павел 1-е Тим. 3:15). И это далекое, не столько из-за расстояния, сколько от окружающей темноты и ужаса, видение – предзнаменование другой жизни, другого мира, другого состояния.

Коллоди завершил свой первый вариант сказки именно на этом кульминационном моменте. Он, что называется, сделал «шикарный перфоманс» для взрослых. Но вот основная публика, читающая еженедельные приключения деревянного человечка, оказалась не удовлетворена тем, что их любимый Пиноккио вот так завершил свое путешествие. Но автор на то и автор, что сам творит свою книгу. Он решительно отказался дальше вести повествование: он сказал все, что хотел!

Дети же в течение нескольких месяцев буквально заваливали редакцию письмами с мольбами о продолжении. И не знаю уж, с какими мыслями, но автор начал его писать. С точки зрения литературной композиции случилось чудо: автор уже не был хозяином своего повествования, его планы заканчивались на 15-й главе, а теперь он вместе с Пиноккио шел по дороге его сказочной жизни.

Дальше Пиноккио будут ждать много разных событий, которые заслуживают подробного рассмотрения, но нам куда важнее завершить главную тему – тему взаимоотношения сына с отцом. Для этого нам стоит перенестись через множество событий и рассмотреть еще один удивительный библейский сюжет, который помещен в самом конце сказки в 34-й и 35-й главе.

Но сначала вспомним Книгу пророка Ионы, которая имеет ключевое отличие от других пророческих книг – в ней на первом плане излагается личная история пророка.

Она начинается с непослушания Ионы воле Бога, который отправляет его на проповедь в Ниневию. За это непослушание Иона подвергается преследованию, однако бегство не спасает его от наказания. Во время морского путешествия корабль попадает в сильный шторм. Иона понимает, что именно из-за него страдают все находящиеся на корабле и просит бросить его в море. Так он думает спасти невинных людей от страданий и гибели.

Иона не погибает в бушующем море, но оказывается во чреве рыбы. Находясь в безвыходном положении, он ничего не может сделать, кроме как молиться Богу. В молитве пророк в великом отчаянии от неминуемой гибели и огромной надежде на милость Бога благодарит Его. И Бог не просто приводит Иону через тяготы к прощению и спасению, но вновь повторяет Свое поручение. На этот раз Иона смиряется с волей Творца и отправляется в Ниневию, чтобы передать призыв к покаянию.

Бог снова, как и с Ионой, отменяет свой приговор и прощает город. И все должны быть рады этой безграничной милости Отца. Но Иона пребывает в печали! И даже раздражен. Но Бог упрекает Иону за такое отношение к Своей милости.

В тексте сказки «Пиноккио» герой тоже находится в теле акулы и удивительным образом в состоянии полной потерянности и отстраненности находит своего отца. Попав в тело чудовища, длина которого превышает километр, деревянный человечек испытывает радостное удивление, увидев Джеппетто: бесконечные скитания закончились. После объятий и взаимных сообщений кукла призывает старика бежать. Так они оказались в море: Джеппетто цеплялся за Пиноккио, а Пиноккио плавал, как рыба. Именно здесь, подобно Ионе, Пиноккио, брошенный в сердце моря и окруженный волнами, был поглощен морским чудовищем, которое автор называет свирепым именем акулы, но затем описывает как мирного и несоразмерного кита.

Как и Иона, Пиноккио тоже «из недр рыбьих» закричал, и отец прислушался к его голосу. Подобно Ионе, Пиноккио тоже был погребен водами и возвращен к солнечному свету и воздуху жизни и вновь обрел дух послушания Отцу.

Параллели с историей пророка Ионы – прекрасная иллюстрация того, как совсем простая басня облекается чудесным и таинственным смыслом. И как истина может подаваться совсем несложным и нескучным языком. За зашифрованным языком сказки Коллоди стоит уже не просто увлекательное приключение деревянного человечка, а история непослушания воле Отца.

Найдя отца, Пиноккио завершает свое путешествие по царству погибели и снова, подобно Данте, отправляется увидеть звезды.

Последняя глава насыщена событиями, на которых автор не задерживается. История как бы спешит к развязке. Кажется, что Коллоди не терпится поставить точку (и это уже второй раз) в сказке, которая растянулась и обогатилась помимо его воли. Пиноккио не покладая рук трудится, чтобы стать настоящим мальчиком. Именно в этот момент, когда картинка сменяется картинкой и перед нами предстает парад уже хорошо знакомых героев, мы можем проследить путь. Путь, который прошел Пиноккио, чтобы из марионетки, которая не может проявить истинную свободу в руках кукловода, превратиться в истинного сына.

Первый шаг в этом направлении, конечно же, – послушание отцу. Когда человек принимает внутреннее решение повиноваться Богу, он вступает на путь свободы, даже если эта свобода еще несовершенна.

Последний акт — это полный и окончательный переход к высшей природе: обожествление духа, уже начавшееся в жизни, откликается в одухотворении материи. Человек уподобляет себя воскресшему Господу и таким образом навсегда избавляется от ловушки зла. Это жизнь в славе, которая после смерти облекает нас в состояние счастья и целостности без конца.

Как я был смешон, когда был куклой! И как я счастлив сейчас, что стал приличным мальчиком!

Кардинал Биффи писал: «Возможно, найдутся те, кто захочет увидеть в этом труде неоправданную попытку заманить такого светского и свободного человека, как Коллоди, под святые знамена…, но нашим намерением было лишь уловить и проявить игру Отца, Который с радостью нагружает Своим посланием самые разрозненные слова, даже те, которые на первый взгляд кажутся неподходящими и далекими».

Спасение начинается тогда, когда человек осознает, что прячется за той или иной идеологией, когда человек готов увидеть истину. И когда начинает обращать вспять этот мертвящий процесс лжи, которая окружает его в повседневной жизни. Это самый высокий урок, который можно извлечь из истории Карло Лоренцини, известного как Коллоди, и литературного «дела» «Приключения Пиноккио».

Лекция «Пиноккио – истина в волшебных одеждах» прошла в Просветительском центре

 


Друзья! Будем признательны за посильное пожертвование, которое мы собираем для того, чтобы платить гонорары нашим лекторам.

Перевести любую сумму на лекторий можно по ссылке.