Календарный этюд Юрия Рубана
Кто же покровительствует столь грозному оружию – «богу войны»? Нет, не Арес, Марс или Перун, а аристократическая по рождению Варвара (греч. Βαρβάρα, Barbara – ‘иноземка’) – героиня христианской агиографической литературы, дева и святая великомученица, почитаемая на православном Востоке (особенно в России) и католическом Западе. Её память – 4/17 декабря. Разумеется, святая дева в артиллерийском ополчении не состояла, да и такого рода войск в современном понимании ещё не было. Тем более интересно понять, как она стала «патронессой» столь важного сейчас оружия.
Житийное (условно биографическое) повествование о жизни и страданиях Варвары основано на древней легенде, сформировавшейся в VII веке и имеющей, вероятно, египетское происхождение. Для него характерна символическая обобщённость и сюжетный параллелизм (сходные варианты повторяются в рассказах о святых Ирине и Христине), сочетаемая с вариативностью деталей. Согласно этому сказанию, Варвара родилась в египетском городе Гелиόполе (Илиополе) и была единственной дочерью богатого язычника Диоскора. Чтобы предохранить прекрасную и умную дочь от домогательств женихов всего Египта, отец построил для неё высокую башню, не подозревая, что это провиденциально совпадает с её целомудренной решимостью блюсти девство. Завершающие в отсутствие отца строительство башни каменщики должны были пробить в стене два окна, но Варвара, тайно принявшая христианство, велела пробить три (как зримое исповедание веры в Святую Троицу), низвергая при этом установленные в башне статуи языческих богов.
Вернувшийся Диоскор, узнав об этом, передаёт дочь в руки префекта Мартиниа́на, подвергнувшего Варвару жесточайшим пыткам. В темнице она получает утешение и исцеление от явившегося ей Иисуса Христа и чудесно преподанного причастия. (Отсюда роль Варвары как святой, в трудных обстоятельствах спасающей христианина от опасности умереть без причащения.) Во время продолжающихся пыток Варвара поёт псалмы, словно не ощущая боли. Наконец, взбешённый Диоскор собственноручно отсекает дочери голову и мгновенно несёт наказание от испепеляющей молнии.
Предания относят мученичество Варвары либо к началу IV века (период последних массовых репрессий против христиан), либо ко времени императора Максимина (235–238). В этом случае подчёркивается, что наставником Варвары в богословии был знаменитый христианский учёный Ориген Александрийский (†253/4).
Позднее частицы мощей Варвары распространились по христианскому миру, в том числе были принесены в Константинополь. По свидетельству византийской писательницы Анны Комни́ной (1083–1153/4), в храме св. Варвары находили убежище обвиняемые в преступлениях беглецы. Вероятно, на этом основано убеждение, что Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти.
Согласно русской традиции, мощи святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной, дочерью византийского императора Алексея I, вышедшей около 1103 года замуж за великого князя Святополка II Изяславича (Михаила). Они были положены в киевском Михайловском Златове́рхом монастыре, построенном в 1108 году. Вообще же на Руси почитание святой Варвары засвидетельствовано уже с XI века: автор Сказания о Борисе и Глебе (ок. 1072) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью великомученицы Варвары от руки отца. Житие Варвары – любимое чтение на Руси – воспроизведено и в акафисте, составленном её сугубым почитателем митрополитом Киевским и всея́ Ма́лыя России Иоаса́фом (Кракόвским) (1708–1718), предавшим анафеме изменника гетмана Мазепу. Он установил его чтение в храмах по вторникам. (Что мешает восстановить эту молитвенную традицию, особенно в период испытаний?)
Древнейшее изображение Варвары сохранилось на римской фреске начала VIII века.
В следующем столетии Запад заимствует её житие из Менолόгия («Месяцеслова») византийского агиографа Симеона Метафраста. Здесь она является одной из Четырнадцати Святых Помощниц – «патронесс», избавляющих от неожиданной смерти. Варвару призывают в молитвах как спасительницу от бури на море и от огня (смертельной молнии) на суше, что, видимо, стало основой почитания её как покровительницы оружейников и вообще огнестрельного оружия. Эту западную традицию особого почитания Варвары унаследовали от артиллеристов из Италии и русские бомбардиры. А в 1995 году святая Варвара была официально объявлена в России небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения (по знаменательному совпадению, этот род войск был образован 17 декабря 1959 года).
На картинах и иконах Варвара изображается с короной, мечом (как орудием казни), башней с тремя окнами (макет которой она может держать в руке) и павлином (символом бессмертия и Воскресения Иисуса Христа), а также с поти́ром (чашей для причастия), символизирующим счастливую христианскую смерть. У ног Варвары может находиться пушка. Особой популярностью образ Варвары пользовался у фламандских и итальянских художников XV–XVI вв. Мотивы жития Варвары использованы в поэме Г. К. Честертона «Святая Варвара».
Испанской пословице «Nadie se acuerda de santa Bárbara hasta que truena (Никто не вспомнит святую Варвару, пока не грянет гром)» соответствует русская: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Топонимика святой великомученицы Варвары заслуживает особой статьи. На популярном уровне можно лишь отметить, что в её честь названы город в Калифорнии и одноименный знаменитый телесериал «Санта Барбара».
Лит.: Paschini P. S. Barbara. Note agiografiche. Roma, 1927; Рубан Ю. Варвара // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. М. –СПб., 2002. Т. I; Варвара // Православная энциклопедия