Притча о безумном богаче

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Лк. 12:16-21

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

Мы совершаем сегодня праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, который напоминает нам о событии, сохраненном в церковном предании. О том, что Иоаким и Анна, родители Девы Марии, привели ее как своего первенца в Иерусалимский храм.

На первый взгляд, между этим праздником и сегодняшнем евангельским чтением о безумном богаче нет ничего общего. Но вместе с тем, если посмотреть на события праздника и на притчу, которую рассказывает Христос, мы увидим, с одной стороны, очень много параллелей, неких исходных данных, с другой стороны, совершенно разные решения и совершенно разный итог.

Богач радуется урожаю, радуется тому, что стало результатом долгих ожиданий, долгих трудов, долгих усилий, но вместе с тем забывает о том, что урожай в конечном счете – это дар Божий. Поскольку каждый человек, как бы он ни овладевал сельскохозяйственной техникой, все-таки не может решить, будет ли завтра дождь, он не может определить, каким в итоге будет урожай. И по сути дела нечто подобное происходит у Иоакима и Анны, поскольку по преданию ребенок у них рождается после многих лет совместной семейной жизни. Рождается как результат многих молитв, как результат внутреннего стремления к Богу. Рождается Дева Мария как совершенно неожиданное явление долгой совместной жизни, когда по-человечески никаких надежд на это просто не остается.

Но насколько разная реакция богача и родителей Пресвятой Девы на то, что происходит в их жизни. Богач не видит Источника, он не понимает, что то, что он получил, это дар от Бога. По сути дела, та притча, которую мы сегодня с вами слышали, представляет собой его разговор с самим собой. Он говорит, обращаясь к своей душе, он весь сосредоточен на этом земном приобретении, на этом новом богатстве. Он не спрашивает: «Что мне делать?» Он сам знает, какое решение по-человечески, в рамках правильного человеческого менеджмента, можно и нужно принять – нужно разрушить старые житницы и создать новые.

Мы не знаем, что бы ответил ему Бог, если бы он обратился с этим вопросом к Нему: «Что мне делать?» Возможно, Господь сказал бы ему, что если у тебя есть избыток урожая, то ты должен поделиться, согласно ветхозаветным предписаниям и новозаветному закону любви, с тем, кто терпит голод, с тем, у кого этого урожая нет. Тогда, может быть, эти житницы просто не понадобятся, поскольку твой избыток восполнит чей-то недостаток, и эти люди и будут вот этой радостью, той целью твоей жизни, которую ты можешь показать Богу.

А Иоаким и Анна приводят своего ребенка в Иерусалимский храм, исполняя заповедь тоже Ветхого Завета о том, что первенец мужского пола (здесь же первенец женского пола) приводится в храм и посвящается Богу. Они понимают, что если их ребенок — это дар от Бога, то его место именно в Храме, в том месте, которое рассматривается как особое место присутствия Божьего.

Некая наша сегодняшняя параллель к этому событию — это детская Литургия, которая сейчас идет в нижнем храме, дети придут позже, к моменту Причастия, и мы все вместе подойдем к Чаше, к Телу и Крови Христовым.

Тем самым две ситуации, с одной стороны, отсутствие чего-либо желаемого и затем – этот дара и избытка, и два совершенно разных ответа. По сути дела, вопрос, который сегодняшнее Евангелие и сегодняшний праздник обращает к каждому из нас, — понимаем ли мы, что то, что мы получаем, это не наше?

Понимаем ли мы, что то, что есть у нас в руках, в том числе и в результате наших трудов, в том числе и в результате наших молитв – это дар от Бога? И если мы воспринимаем все это как дар, его нужно вновь вернуть Богу, его нужно вновь вернуть ближнему. Для того чтобы этот дар приумножился, преобразился и принес совершенно новые плоды.

Праздник Введения во храм замечателен в плане церковного устава и тем, что вчера вечером пелись уже Рождественские песнопения на Всенощном бдении, ирмосы Рождественского канона «Христос рождается, славите». Поэтому это призыв и вопрос, обращенный к каждому из нас, остается определенное время до праздника Рождества Христова.

Каков будет наш ответ? Принесем ли мы, подобно Иоакиму и Анне, что-то из нашей жизни в качестве дара Богомладенцу Христу? Или подобно богачу останемся с этими переполненными житницами, но без какого-то смысла нашей жизни?

Рождество — тот праздник, в который дарят друг другу подарки, воспоминая те дары, которые волхвы, маги с востока, приносят Христу. Рождество показывает, что нет никакой области нашей жизни, которую нельзя было бы принести Богу, и в этом случае она обязательно умножится, преобразуется и засияет праздничным светом.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин.

 

Безопасность не в обеспеченности. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание!

Благодарим за молитву!

Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/