Богоявление или Крещение? (К истории праздника)

 
 
 

Календарный этюд Юрия Рубана

Праздник Богоявления, завершающий веселый Святочный период (приходится у нас на рабочие дни), имеет в современном Православном календаре два названия: «Святое Богоявление» и «Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». На бытовом уровне мы обычно называем его просто Крещением (Господним), заимствуя название из одноименного события евангельской истории (Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22). При этом акцентируется тема явления миру Святой Троицы, о чем поется и в праздничном тропаре [1]. Но знаменательно, что на первом месте все же стоит термин «Богоявление», а в современном греческом Часослове праздник и вовсе имеет лишь одно название: «Святая Тэофа́ния (Святое Богоявление) Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»! Получается, что слово «явление» относится не к Святой Троице, а к Богочеловеку Иисусу Христу! Как объяснить это видимое противоречие?

Богоявление на Востоке

Исторический смысл праздника выясняется при изучении древнейших восточно-христианских Месяцесловов. Оказывается, в них праздник Рождества Христова, 25 декабря, отсутствует вообще, а под 6 января (по юлианскому календарю) значится праздник с греческим названием Тэофа́ния («Богоявление») или Епифа́ния («Явление [Божества]»).

Этот древний праздник, вероятно, имеет египетское происхождение и впервые упоминается Климентом Александрийским († ок. 215 г.). В трансформированном виде он стал первым большим христианским торжеством неподвижного цикла, с фиксированной датой. До V–VI веков включительно Тэофания замещала для восточных христиан римский по происхождению праздник Рождества Христова (25 декабря). При этом праздник имел «синтетический» характер, включая в себя гораздо больше смысловых обертонов, чем в настоящее время.

Богоявление или Крещение? (К истории праздника)

Таинственное Явление Бога людям, Боговоплощение: Божественная природа «равночестно» соединяется с природой человека (древний праздник Зачатие Господа, позднее – Благовещение)

Богоявление или Крещение? (К истории праздника)

Явление Бога иудейскому народу. Рождество Христово. (Эстебан Мурильо. Поклонение пастухов, ок. 1650 г.)

Богоявление или Крещение? (К истории праздника)

Христос впервые являет Свою Божественную силу на браке в Кане Галилейской

Явление в мир Бога – это и воплощение Иисуса Христа от Духа Святого и Марии Девы (Благовещение), и Его рождение в Вифлееме, и Его крещение от Иоанна в Иордане, когда Он впервые явил Себя Мессией (Христом) и Сыном Божиим израильскому народу, и совершенное Им первое чудо в Кане Галилейской, явившее Его божественную силу, и умножение пяти хлебов, и другие позднейшие знамения.

Богоявление или Крещение? (К истории праздника)

Христос являет Себя Мессией и Сыном Божиим при Иордане (Крещение Господне)

После принятия Востоком римского праздника «День Рождения Господа», Dies Natalis Domini [2], смысл торжества Богоявления сосредоточился на крещении Иисуса Христа в Иордане [3]. Это частный аспект праздника. При этом «Богоявление» стало пониматься как раскрытие тайны Триединого Бога: звучащий с небес глас Бога Отца, выходящий из воды Сын Божий и, нисходящий в виде голубя (горлицы), Святой Дух. Тем не менее, доминировавшая в древности тема праздника сохраняется и в современных богослужебных текстах, в первую очередь – в тропаре и кондаке, своего рода «формульных» определениях празднуемого события. Так, хотя в тропаре и звучит тема откровения миру Святой Троицы, но подчеркивается, что «виновником» этого события стал Господь Иисус Христос, «явившийся и просветивший мир». А в кондаке, сохранившем изначальный смысл праздника, прославляется только Явление всей Вселенной Сына Божия!

Кондак: «Явился Ты сегодня Вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, разумно [4] воспевающих Тебя: «Ты пришел, Ты явился, о Свет неприступный!»«

Поскольку в день Богоявления древние христиане совершали массовое крещение заранее подготовленных к этому людей (их называли «просвещаемыми»), то образное название этого таинства – «свет», «просвещение» – часто употреблялось в качестве названия и самого праздника: «Просвещение», «День све́тов».

Особенностью богоявленской службы является обряд освящения воды, которым египетские христиане заменили древний культ священных вод Нила. В настоящее время водоосвящение совершается дважды – в крещенский сочельник и в самый день праздника. Иногда возникают «богословские» дискуссии: какая водица больше по́льзует – «богоявленская» или «крещенская», обязательно ли ее пить натощак, можно ли давать ее хворой кошечке? Так торжество, посвященное воспоминанию великой тайны Богоявления, превращается в ритуальный поход за водой; а поведение людей с бидонами и бутылями напоминает ажиотаж у магазина, в котором – как говорили раньше – «выбросили дефицит».

Богоявление или Крещение? (К истории праздника)

Крещенские гадания: русские православные барышни ищут женихов

Богоявление или Крещение? (К истории праздника)

Ряженые: «бесовские маски» участников святочных гуляний

Время праздника Крещения Господня в старой России с ее устойчивым климатом соединялось с морозами, называемыми поэтому «крещенскими» (увы! в последние годы мы все чаще говорим о «крещенских дождях»). Завершая собой святочный период, он является в народном сознании веселым «зимним» праздником, окруженным колоритными языческими ритуалами и приметами (видимо, неистребимыми).

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…»
(В. А. Жуковский. Светлана).

В старину день Крещения Господня именовался в народе «Водокрещи́» или просто «Иорда́нь», по названию проруби на реке. Порицаемый Церковью суеверный обычай купаться в ледяной иорданской воде после ее освящения все еще широко распространен в современной России [5].

Богоявление на Западе

Богоявление или Крещение? (К истории праздника)

Язычники ищут Христа

Богоявление или Крещение? (К истории праздника)

Явление Христа языческому миру (Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов, 1504)

Первое упоминание о празднике Епифании на Западе относится к 361 году. Здесь он именовался Dies epiphaniorum, Theophania, Apparatio, Ostensio, Manifestatio (эквиваленты греческого названия Епифания, или Тэофания). Поскольку рождению Иисуса Христа уже был посвящен особый праздник (Dies Natalis Domini, 25 декабря), то внимание акцентировалось на явлении Сына Божия языческому миру, представленному в евангельском повествовании персидскими магами (волхвами). Отсюда основные темы древних литургийных текстов – поклонение волхвов, вифлеемская звезда, просвещение язычников. Другие темы – избиение вифлеемских младенцев, крещение от Иоанна, чудо в Кане Галилейской – отступали на второй план. Согласно древнехристианскому преданию, волхвы были цари, отсюда – распространенное в старой традиции название – Festum (Trium) Regum, «Праздник (Трех) Царей».

Богоявление или Крещение? (К истории праздника)

Аббревиатура имён волхвов (КМБ) на дверях католических домов

В современном католическом обиходе праздник «Богоявление Господа» (Epiphania Domini), 6 января по григорианскому календарю, имеет статус «торжества» (solemnitas) и сохраняет древнюю тему «открытого явления» Господа и просвещения язычников, пришедших к Нему вслед за звездой. Существует традиция освящения ладана и мела, которым священник пишет на дверях домов своих прихожан буквы КМБ (аббревиатура апокрифических имен волхвов: Каспар, Мельхиор, Бальтазар). Кроме того, в XX столетии появился второй праздник (рангом ниже, festum), «Крещение Господа» (совершается в первое воскресенье после 6 января), с аналогичным православному содержанием. Совершается, хотя не везде, освящение воды.

Так между христианским Востоком и Западом произошел знаменательный обмен праздниками Богоявления и Рождества.

Примечания

[1] Тропарь: «Господи, когда Ты крестился во Иордане, открылось [миру] поклонение Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя (горлицы) подтверждал истину этих слов. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, – слава Тебе!»

[2] Возникает ряд вопросов. Почему древние христиане Переднего Востока упорно отказывались праздновать «День Рождения Господа», причем, дольше всех, – именно Иерусалимская Церковь (почти до VII в.), «колыбель Христианства» в прямом и переносном смысле?! Некоторые древние Церкви сохраняют эту традицию. (Так, отдельного праздника Рождества нет у армян, в чем легко убедиться, заглянув в их храм Святой Екатерины на Невском проспекте. Но ведь они верят в Его рождение и любят не меньше нашего!) Чем объяснить такое предубеждение в истории против этого римского (!) по происхождению праздника? Если Рождество Христово для нас – второй по значимости праздник после Пасхи, почему же некоторые православные христиане не празднуют день своего рождения? (См. здесь). Каковы глубинные противоречия религиозно-культурной ментальности семитического Востока и европейского Запада? Об этом смотрите в моей книге «От Рождества до Сретения» (2019).

[3] Термин «крещение» правомочен (это особая филолого-богословская тема), но на бытовом уровне ведет к привычным иконографическим недоразумениям: Иоанн Предтеча не стоял на берегу Иордана, опираясь на крест, лишь впоследствии ставший символом христианства.

[4] Точнее – «в высшем разуме» (ἐν ἐπιγνώσει, эн эпигнόсей), который мы получили через Откровение, но не просто «устное» или «воплощенное» на бумаге, как в Ветхом Завете, а через воплощение и вочеловечение Сына Божьего, ставшего Сыном Человеческим, во всем подобным нам, кроме греха. При этом мы воспеваем Бога не просто осмысленно (без чего молитва превращается в бессмысленный концерт), но, согласно греческому тексту, – «в высшем разуме», полученном через это уникальное Откровение! Исполняем ли мы это обещание на деле? (Замечание архим. Ианнуария в частном письме). В кондаке сохраняется изначальный смысл праздника, посвященного явлению в мир Сына Божия, а не Святой Троицы (подробнее – в моей книге «От Рождества до Сретения»).

[5] По древнерусским представлениям, такое купание было необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским ряженьем, – «чтобы смыть с себя скверну бесовских масок». А современные весельчаки, предававшиеся на святках хорошо известным «национальным излишествам», желают столь радикальным методом разом смыть с себя все грехи. См.: https://feosobor.ru/2022/01/chto-takoe-agiasma/ .

Литература: Дмитриевский А. А. Праздник Богоявления на реке Иордане и в св. граде Иерусалиме. 2-е изд. М., 1994; Смирнов С. И. Водокрещи. Материалы для истории крещенских обрядов в Древней Руси. Серг. Посад, 1900; Maur, Hansjorg. Auf der. Feiern im Rhythmus der Zeit I. Regensburg, 1983. S. 154–165; Майкапар А. Е. Новый Завет в искусстве. М., 1998. С. 109–115; Рубан Ю. От Рождества до Сретения: Праздники Рождественского цикла. Изд. 2-е, испр. и доп. / Науч. ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). СПб.: Коло, 2019.