Отец христианского монашества

 
 
 

Календарный этюд Юрия Рубана

30 января (17 января по юлианскому календарю) православный календарь предлагает вспомнить имя святого, принадлежащего не только сугубо монашеской, но, без преувеличения, – мировой культурной традиции. Достаточно произнести лишь три слова – «Искушение святого Антония», – как перед глазами оживают экспрессивные персонажи французского романа, сошедшие с холстов известных художников. Преподобный [1] Антоний, уже при жизни прозванный «Великим», почитается не только за свои личные аскетические подвиги, но и как основатель христианского монашества в качестве особого церковного института, представители которого становились подвижниками, богословами, писателями и иконописцами, формировавшими строй нового христианского мира.

Отец христианского монашества

Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский (коптская икона)

О юности великого святого известно мало. Он родился около 251 года в состоятельной египетской (коптской [2]) христианской семье в селении Кома (Средний Египет). В двадцатилетнем возрасте, услышав в храме евангельские слова Спасителя об идеале духовного совершенства [3], Антоний буквально их понял и исполнил: раздал своё имущество и стал упражняться в аскетизме под руководством опытного старца (имя неизвестно). Затем он оставил учителя и начал самостоятельную жизнь в пустыне, недалеко от Красного моря, проведя в полном затворничестве двадцать лет.

Отец христианского монашества

Северо-Восточный Египет. Места жизни известных подвижников

С 306 года Антоний начал призывать в пустыню учеников, становившихся, как и он, анахоре́тами, т. е. «отшельниками», «пустынниками»[4]. Но это отшельничество диктовалось совсем не равнодушием к людским нуждам: известно, что во время гонения на христиан императора Максимина (311 г.) Антоний появлялся в самых опасных местах Александрии, утешая и ободряя верующих. Ко всеобщему удивлению, имперская полиция его не тронула. Он покидал пустыню и по другим поводам. Умер подвижник около 356 года 105-летним старцем.

Отец христианского монашества

Монастырь св. Антония (древнейшее строение); лестница ведёт к его пещере

Отец христианского монашества

Вход в пещеру св. Антония

Отец христианского монашества

Пещера св. Антония (внутренний современный вид)

Последние 44 года своей жизни Антоний провёл в египетской пустыне, среди гор близ Красного моря, в пещере так называемой «внутренней горы», и завещал ученикам похоронить его тайно. Это место, в 290 километрах к югу от современного Каира, и стало местом древнейшей в мире христианской обители, носящей имя святого Антония Великого и принадлежащей Коптской (Египетской) Православной Церкви.

Отец христианского монашества

Алтарь в монастырском храме, справа от него под спудом покоятся мощи преподобного

По преданию, при византийском императоре Юстиниане (в 544 году), мощи преподобного Антония были найдены и перенесены в Александрию, а затем в Константинополь и во Францию. Однако в монастыре святого Антония считают, что его мощи, во исполнение воли святого, не были открыты и до сих пор находятся под спудом в монастырской церкви его имени.

Отец христианского монашества

Иероним Босх. Искушение св. Антония; центральная часть триптиха (1505—1506)

Отец христианского монашества

Сальвадор Дали. Искушение св. Антония (1946)

Житие (биографию) святого Антония – написал его младший друг и покровитель святой Афанасий, архиепископ Александрийский (†373), знаменитый борец с ересью арианства, тоже прозванный «Великим». Этим он положил начало популярнейшему впоследствии агиографическому жанру в христианской литературе. Изложенный в житии метод нравственного совершенствования через духовную борьбу с дьявольскими соблазнами и ужасающими видениями разрабатывался затем как в монашеской практике, так и в творчестве художников и писателей.

Отец христианского монашества

Гюстав Флобер (1821 – 1880)

Знаменитый французский писатель Гюстав Флобер посвятил жизни Антония Великого роман, или философскую драму, «Искушение святого Антония». Себя он отождествлял с героем драмы: «В «Святом Антонии» я сам был Святым Антонием». «Искушение» относилось ко мне». Он переписывал его три раза и назвал «творением всей своей жизни» (окончательный вариант датируется 1874 годом).

«Вчера провёл чудесный день с Тургеневым, которому прочитал все написанные мною сто пятнадцать страниц «Святого Антония», – писал Флобер Жорж Санд 28 января 1872 года. – Какой это слушатель! И какой критик! <…> Он дал мне по поводу некоторых деталей в «Святом Антонии» два или три просто превосходных совета». Сам же Иван Тургенев говорил о «Святом Антонии» как о «самой поразительной вещи из всех, какие он когда-либо читал» [5].

Именем Антония Великого названа также распространенная в Средние Века болезнь – «антόнов огонь», для исцеления которой обращались к нему с молитвой. С 1095 года существовал благотворительный католический Орден Антони́тов (Антонианцев), слившийся в 1774 году с Мальтийским.

Отец христианского монашества

Икона преподобного Антония Великого кисти архимандрита Зинона (Теодора) в нижнем храме Феодоровского собора (2011 г.)

Примечания

[1] «Преподобными» называют всех представителей разряда святых, подвиг которых заключается в их монашеском подвижничестве. В православном богослужении преподобные особо воспоминаются на проскомидии (подготовительной части Божественной Литургии). За них вынимается шестая частица «девятичи́нной» просфоры.

[2] О коптах см. здесь.

[3] Слова Христа, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, ступай, продай всё, что имеешь, и раздай нищим, и будет у тебя сокровище на небесах; а там приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21).

[4] Отшельничество – первоначальная («архаичная») форма христианского монашества. Некоторые представители этого образа жизни доводили свое затворничество до крайности и отказывались от всякого общения с людьми (особенно с женщинами), и даже их несчастные матери, приходившие проститься перед смертью, напрасно плакали у замурованных пещер своих непреклонных сыновей. Они отказывались принимать священный сан, считая это проявлением гибельной гордыни, а служение в храме называли делом «светским» (общественным), несовместимым с идеалами истинного монаха. Но уже при жизни св. Антония появляется кинови́йное (общежительное) монашество, вскоре ставшее доминирующей формой жизни монахов Востока и Запада. Первый общежительный монастырь основал (тоже в Египте, в Фиваиде) преподобный Пахомий Великий († ок. 348 г.). См.: Хосроев А. Л. Пахомий Великий (Из ранней истории общежительного монашества в Египте). СПб., 2004.

[5] Подробнее см. здесь.

Лит.: Извеков М. Преподобный Антоний Великий // Христианское Чтение. 1879. Ч. II; Флоренский П. Антоний романа и Антоний предания // Богословский Вестник. 1907. N 1. С. 119–159; Флобер Г. Искушение святого Антония. М., 1936 (собр. соч., т. IV, под ред. А. В. Луначарского; впервые на русском языке опубликованы фрагменты первого и второго вариантов романа); Антоний Великий // (обобщающая статья с подробной библиографией).