Календарный этюд Юрия Рубана
Время неумолимо и быстротечно. Ленивые в последние годы «русские морозы» пытались взять реванш. Промелькнули святочные дни. Праздник Сретения Господня завершил древний цикл Рождественских торжеств и воспоминаний, что сознают далеко не все. Череда подготовительных недель – с их языческим масленичным весельем[1], но и первыми великопостными песнопениями, заставляющими верных христиан в смущении умолкнуть и склонить главу – замыкается Прощёным воскресеньем. Испросив друг у друга прощения, православные христиане станут «аскетами». Но могут ли простые люди – не монахи и отшельники – быть аскетами? В чём смысл аскетизма?
Кто такой «аскет»?
В самом общем смысле аскеза – это определённая система психофизических и духовных упражнений, практически выражающая существо той религии, в рамках которой она формируется. Ясно, что в странах с государственной религией аскетическая традиция оказывает огромное влияние на систему личностных и общественных ценностей.
В обыденном же словоупотреблении аскеза – это «умерщвление плоти», а аскет – измождённый постами отшельник, странный и героический персонаж, стремящийся ещё при жизни уподобиться египетской мумии, – явный анахронизм, словно бы сошедший со страниц известного романа Гюстава Флобера «Искушение святого Антония»[2]. Такой человек достоин сочувствия или восхищения, но ему решительно нельзя найти места в так называемой «современной жизни». Так думают очень многие. Но это абсолютно неверно как этимологически, так и по существу.
Вспомним для начала о том, что древнегреческое слово ἄσκησις, а́скесис (аскеза) переводится как «подготовка», «упражнения», а производное от него аскетэ́с (аскет) – не что иное как спортивная метафора. В Античной Греции аскетами называли атлетов (!), готовившихся к Олимпийским состязаниям и потому подвергавшим себя определённым ограничениям.
Метафорически же, на языке древних философов, аскет – это человек, упражняющийся в добродетели, особенно в обуздании неразумных порывов своей воли. Новый Завет и памятники раннехристианской письменности продолжили традицию использования античных спортивных образов и уподоблений.
Об истинном и ложном аскетизме
«24Не знаете ли, – пишет апостол Павел христианам греческого Коринфа, – что бегущие на ристалище (греч. эн стади́о[3]) бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить! 25Каждый подвизающийся[4] воздерживается от всего: те (атлеты), чтобы получить венец тленный, а мы – нетленный[5]. 26Поэтому я не наугад бегу, не воздух кулаками бью, 27но подчиняю себе тело моё и обуздываю его, чтобы, призывая других, самому не оказаться ни на что не годным!» (1 Кор. 9:24–27)[6].
Нам ясно теперь, что смысл аскезы – как физической, так и духовной – состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий. Награда атлету – венок лавровый, награда христианину – венец спасения, и потому христианский пост-аскеза направлен не на «умерщвление», но на восстановление внутренней свободы и изначальной цельности духовно-телесной сущности человека. И подвиги аскетические – это не цель, а средство, средство для борьбы за «венец нетленный», свершающейся на «ристалище» всей нашей жизни. Поэтому «аскетом» может быть назван каждый разумный христианин – монашествующий и женатый, клирик и мирянин. Конкретная же форма и степень его аскезы определяется жизненным призванием, данными им обетами и советами духовного отца.
Христианский аскетизм исходит не из противопоставления плоти и духа (которое особенно сильно в буддизме и у неоплатоников), а из необходимости привести их в состояние гармонии, пример которой явил в Своей земной жизни Богочеловек Иисус Христос. Он стал первым – после Адама до его катастрофического грехопадения – совершенным человеком, Вторым Адамом, как называет Его апостол Павел. Материальная природа, человеческая плоть – не зло; напротив, она бесконечно ценна, ибо вся её полнота воспринята воплотившимся и вочеловечившимся Сыном Божиим, ставшим воистину Сыном Человеческим. Тем самым Он сообщил человеческой природе потенциальную возможность – для каждого человека! – бесконечного совершенствования. Этот процесс богоуподобления именуется по-гречески тэ́осис («обόжение»).
Поэтому тело для христианина – не просто материальная и смертная оболочка, но – храм живущего в нём Святого Духа, и это его новое и удивительное состояние «куплено дорогою ценою», – ценою неимоверных поношений, страданий и крестной смерти Сына Божия (1 Кор. 6:19–20). Отсюда и осознание невозможности предать этот «храм» во власть неразумных и постыдных низших стихий, страх осквернить его.
Напротив, модный у заблудившихся в джунглях искателей «высших путей» (считающих христианство «мещанской религией») брезгливый взгляд на тело как на «тюрьму» и «темницу духа» и проистекающий отсюда идеал нирваны («развоплощения», «угасания» и «небытия») строго определяется христианским аскетизмом как «пре́лесть бесовская», – пленённость человека Духом Злобы. Вечно обличаемый пред лицом Правды Божией, он не может ни раскаяться, ни уничтожить себя и достичь «спасительного» для него «забвения», но может лишь осуществлять это стремление в своих обольщённых последователях.
Бесчисленные духи «самоуничтожения и небытия», – как называет их Ф. М. Достоевский, – не имея средств уничтожить себя до конца, «требуют» от Бога «себе уничтожения». «Ненасытимы во веки веков, – говорит старец Зосима, – и прощение отвергают; Бога, зовущего их, проклинают. Бога Живого без ненависти созерцать не могут и требуют, чтобы не было Бога Жизни, чтобы уничтожил Себя Бог и создание Своё. И будут гореть в огне гнева своего вечно, жаждать смерти и небытия. Но не получат смерти!» («Братья Карамазовы»).
Древнехристианские отцы Церкви не считают аскетизм особой «профессией» или горделивой привилегией избранных, но полагают его сущность в том же, в чём кроется сущность христианства вообще, то есть, – по словам святителя Григория Нисского (IV в.), – в «подражании божескому естеству», или – «возведении человека в древнее благополучие»[7].
Поэтому «истинный (то есть нравственный) аскет приобретает власть над плотью не для укрепления формальных сил духа, а для лучшего содействия добру. Аскетизм, который освобождает дух от страстей постыдных лишь для того, чтобы тем крепче связать его страстями злыми <…> есть ложный или безнравственный аскетизм; его первообразом, по христианским понятиям, следует признать Диавола, который не ест, не пьёт, не спит и пребывает в безбрачии», – с присущим ему остроумием справедливо отмечает известный русский мыслитель[8]!
Согласимся, что горделивые ревнители исключительно «гастрономического» аспекта поста избрали себе явно малопочтенный персонаж для подражания. Таким гибельным путём пошёл снедаемый смертельной завистью инок Ферапонт, антагонист старца Зосимы.
Кому или чему подражать – зависит от выбора человека, помнящего, что его путь в русскую культуру и Вечность начался с вод днепровской купели, и выбор святого князя Владимира невозможно оспорить. Во время поста об этом уместно подумать.
Примечания
* Первый краткий вариант статьи опубликован в епархиальном журнале «Санкт-Петербургский церковный вестник», № 3/2006 (75). С. 20–22. В её основе моя энциклопедическая статья «Аскеза» (Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Т. I. М.–СПб., 2002. С. 126–127).
[1] Об этом см.: https://feosobor.ru/2022/02/strashnyj-krizis-i-maslenica/ ; о знаменательном характере первой седмицы Великого поста см. здесь: https://feosobor.ru/2022/03/otkudu-nachnu-plakati/ .
[2] См.: https://feosobor.ru/2023/01/otec-hristianskogo-monashestva/ .
[3] Букв.: «бегущие на стадий». Греческое слово στάδιον, ста́дион (ста́дий) – это мера длины, равная 600 футам. Греко-римский стадий = 176,6 м; олимпийский стадий = 192,28 м. Первоначально этим словом обозначалось расстояние, которое должен был пробежать бегун на короткую дистанцию, а затем – место, где проводились соревнования по бегу и другие спортивные состязания. Отсюда наше слово «стадион» (с ударением на последнем слоге).
[4] Греч. агонидзόменос (агони́ст) – «соревнующийся», «борющийся», «атлет». Здесь, как и в других новозаветных текстах, употребляется античная спортивная терминология, понятная адресатам эллинистически образованного апостола Павла, который называет подви́жничество «агόном». Агόн – «состязание», борьба», «общественные игры» – отличительная черта греческого быта – стремление к состязаниям почти во всех сферах жизни. Главную роль играли спортивные, художественные (поэтические и музыкальные) и конные состязания (агоны). Самыми значительными были Олимпийские (с 776 г. до н. э.), Пифийские, Истмийские и Немейские игры. Как показал наш замечательный профессор Александр Зайцев, с которым мне посчастливилось общаться, именно агона́льный дух греческой цивилизации привёл к великому «Культурному перевороту», в результате которого родилась наука (в современном понимании) и ряд универсальных общественных институтов, на которых базируется современная европейская цивилизация. Важнейшие христианские догматы также могли быть выражены только на языке греческой философии. См.: Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н. э. – Л., 1985 (и переиздания). О смысле этого «Осевόго времени» и его соотношении с эпохой Профетизма в Ветхозаветной истории см.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994. С. 33–35.
[5] Победители атлеты-язычники увенчиваются на финише лавровыми венками («тленными»), а победители атлеты-христиане – на финише жизни – венцами спасения. Отсюда – нимбы («венцы нетленные») над головами наших святых.
[6] Перевод 26–27 стихов принадлежит архимандриту Ианнуарию (Ивлиеву).
[7] Св. Григорий Нисский. К Армόнию о том, что значит имя и название «христианин» // Творения, т. 7. С. 217.
[8] Соловьев В. С. Аскетическое начало в нравственности // Вопросы философии и психологии. Кн. 26 (1), 1895. С. 87–88.
Литература: Гусев А. Ф. Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству. СПб., 1874; Попов И. Естественный нравственный закон. Сергиев Посад, 1897; Пономарев П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV века. Казань, 1899; Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики). М., 1899; Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907; О цели христианской жизни: Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914; а также статьи и библиографические указания в современной Православной энциклопедии (издание продолжается).