Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко 5.02.2023.
два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.Лк.18:10-14
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
В сегодняшнем евангельском чтении мы услышали притчу. Мне хотелось бы начать с того, чтобы вы поняли: притча по-еврейски называется «машал» –загадка. Вспомните себя в детском возрасте, когда, может быть, вы любили отгадывать загадки. Загадка – это всегда некий секрет, который нужно разгадать. У загадки часто бывают разные ответы. Никогда загадка не имеет одного ответа: она всегда открывается для тебя с новой глубиной в той мере, в какой ты отправляешься в путь. Это всегда путь инициации.
И сегодняшняя притча – это тоже загадка, в результате которой происходит какая-то инициация, мы получаем какой-то очень важный ответ, очень важную мудрость на животрепещущую тему, для того чтобы не оставаться на поверхностном прочтении, на морализаторстве.
Два человека вошли в храм помолиться. Это то, с чего начинается история. Но заканчивается другой развязкой: один из них вернулся в свой дом оправданным, в отличие от другого. Если хотите, два человека вошли в храм на равных, но в результате один из них возвращается более счастливым, более живым, более влюбленным, примиренным с Богом – и в этом искусство быть живым. Это то, чему Господь хочет нас научить. Это искусство, которым Он сам владеет в превосходнейшей степени и которым хочет поделиться с нами, потому что Он нас любит.
Что же произошло за время короткого пребывания в храме, что получилось такая разница в результате? Иисус рассказывает эту историю так, как будто телеоператор перемещает камеру. Мы крупным планом сначала видим главного персонажа. Скажем так, что ему достались одежды, костюм фарисея, мантия с красивыми одеждами. На этом маскараде жизни ему досталась маска фарисея.
Другому досталась другая маска, маска мытаря. Что это означает, мы все равно по-настоящему не знаем, и не с этого нужно начинать. Интересна молитва фарисея. Он молится и говорит в молитве о самом себе: «Боже, благодарю тебя, что я не такой, как все остальные: как эти воры, как эти канальи, жулики, нечестивые, как эти мужики, которые изменяют своим женам, – я не такой, как они: пощусь два раза в неделю, плачу десятину с того, чем владею».
И тут мы можем легко понять, что не способны любить такого человека в жизни. Проблема в том, что такие зануды тратят силы (вместо того чтобы любить и жить человеческой жизнью) на то, что судят других. Как только наша молитва отравлена осуждением близких, как только мы кого-то начинаем сравнивать – сразу что-то очень важное вдруг умирает и происходит то, что происходит с этим фарисеем.
Вроде бы молитва прекрасна: «Благодарю тебя, Боже…» – прекрасное начало. Конечно, всякая молитва должна начинаться со славословия, с благодарения: тогда она открывает просторы. Но за что благодарит фарисей Бога? За какую-то доброту, за щедрость, за величие? Нет, он благодарит за самого себя: что он не такой, как все остальные, как все прочие обыватели, посредственные люди; вот «я» – такой, какой есть.
Господь очень точно диагностирует. Он специально произносит слово «оправдаться». Дело в том, что, для того чтобы себя оправдать, мы чаще всего огрызаемся – и это как раз то, что навсегда закрывает путь к Богу и просто к полноценной жизни, превращает нас в унылых, довольно неприятных персонажей.
Другой урок фарисея в том, что для одних людей религия – это то, что Бог делает для человека: тот великий Бог, который сотворил мир, который исполнен такой любви, что изливает на каждого, который готов каждого сделать счастливым и наполнить полнотой жизни. А для других религия – это то, что человек делает для Бога, и это совсем другая история, очень душная и очень скучная.
Поэтому проблема с фарисеем в том, что он скроил по своим меркам религию, как пальто, которое именно ему подходит. Он решил, что, для того чтобы угодить Богу или быть праведным, достаточно не быть вором и прелюбодеем, платить десятину и стараться не грешить. И не более того. Но ничего из этого не работает.
Поэтому фарисея можно оставить в стороне и посмотреть на того, кто гораздо интереснее, на другого персонажа – мытаря. Ему досталась маска человека, которого все презирают. Слово «мытарь» означает «урод», это тот, о ком не принято говорить вслух. Но молитва, которую он произносит, – это молитва Царя Давида, это Царская молитва, это молитва Помазанника, молитва Христа: «Господи, милостив будь мне, грешному».
Это потрясающая молитва: очень короткая, но в ней заключена невероятная сила. В ней сказано обо всем. Прежде всего, она рождается из исповедания того, кто есть Бог. Бог – это тот, Кто бесконечно щедр, Кто обладает такой благодатью, что изливает ее на всех. Поэтому этот человек просит не о пощаде, он просит о том, чтобы всемилостивый Бог, обладающий полнотой благодати, поделился своим царским богатством. Хотя бы чуть-чуть!
И в ответ Бог открывает самое главное…
Конечно, вся эта история – загадка о людях и о разнице между ними – может, состоит только в одном: у одного есть сердце, у другого нет. Но, опять же, здесь другая загадка: не думайте, что вы знаете, что такое сердце. Сердце – это не кардиология, это не «валентинки» в день святого Валентина. Это особое шестое или девяносто седьмое чувство, какой-то особый орган, который чувствует Бога живым и который нам открывает доступ к Богу. Это как, если хотите, музыкальный слух, который открывает дверь в мир музыки. Как способность отличать оттенки красок, которая открывает тебе путь в мир живописи. Точно так же есть вот это сердце – способность видеть и понимать Бога. И это сердце видит и знает только Бог, и Бог это взвешивает по-настоящему в человеке.
Спасение для фарисея, конечно, есть: ведь мы знаем историю Павла, он был одним из таких. Он был фарисеем по закону, был безупречен в исполнении заповедей. Но в тот момент, когда ты поймешь, что пальто, которое ты для себя скроил, – на самом деле мусор, который можно легко выбросить вон для того, чтобы облечься в нечто большее, – в этот момент Савл становится Павлом. От своего фарисейства он избавляется и сам говорит, что все это было тщетой, все это было мусором. А спасает только одно: спасает вера во Христа и в ту благодать, которую Бог дает тебе по этой вере.
И поэтому, совершая сегодняшнюю Божественную Евхаристию и вообще продолжая свой путь на этом празднике жизни, извлечем какой-то очень важный урок мудрости: как быть живым перед Богом, как быть счастливым в этой жизни – для того чтобы перейти в конце своих дней не куда-то в небытие, а перейти из жизни в жизнь. Но для этого очень важно иметь живое сердце.
Аминь.
Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/