Календарный этюд Юрия Рубана
Почему Григорий Палама́?
В первое воскресенье Великого поста (5 марта в 2023 году) – Неделю Торжества Православия – мы уяснили назидательную историю этого праздника.
Сначала Фео́дор Ти́рон является с того света Константинопольскому архиепископу и тем разрушает коварный план имп. Юлиана Отступника посмеяться над христианами. Это происходит в 362 году, как раз в первое великопостное воскресенье. Так возникает праздник Торжества Православия над коварством язычества: несколько столетий в это воскресенье византийцы вспоминают локальное столичное событие и прославляют Феодора Тирона.
В 843 году в Константинополе происходит окончательная победа над иконоборчеством (осужденным еще в 787 году) и это зна́чимое уже для всей Христианской Церкви событие становится символом победы над всеми «великими» ересями I-го христианского тысячелетия. Больше Вселенских соборов не будет, христианская догматическая система в главном утверждена. Поэтому именно это событие – как Торжество Православия – стали праздновать в первое воскресенье поста, а память Феодора Тирона перенесли на предшествующую субботу. Ничего обидного для него в этом нет.
Вернемся к сегодняшнему дню. В это, второе, воскресенье Великого поста Церковь вспоминает уже не глобальные события христианской истории, а чествует отдельного человека, становящегося символом православного богословия. Кто же он?
Таким человеком можно назвать Афанасия Великого (IV в.), борца с ересью арианства, или Василия Великого и Григория Богослова (IV в.), чьи работы легли в основу соборных формулировок Символа веры о взаимоотношении Лиц Святой Троицы (II Вселенский собор 381 г.), или папу Льва Великого (V в.), на чьем Послании основан халкидонский догмат о равночестном единении в Лице Логоса Воплощенного двух несоизмеримых природ – Божественной и человеческой (в определенном смысле это важнейший христианский догмат; IV Вселенский собор, 451 год), или, наконец, того же Иоанна Дамаскина, на чьи работы опирались отцы VII-го Вселенского собора, обосновавшего правомочность иконопочитания (787 г.). Это было бы логично и всем понятно.
Но нет же! Православная Церковь торжественно прославляет Фессалоникийского архиепископа Григория Паламу́, жившего гораздо позднее – в XIV веке! При этом можно утверждать, что большинству людей его имя ни о чем не говорит, а осознанно читали труды этого утонченного богослова и философа лишь интеллектуалы, знакомые с древнегреческим языком и христианской патристикой.
Из этого следует, что он продолжил развитие христианского богословия после эпохи Вселенских соборов, потому что догматический корпус не был окончательно оформлен? Какой же вклад он внес в сокровищницу православного богословия? Постараемся это уяснить, к чему нас и призывает Церковь, установившая ему особое торжество именно во время Великого поста, который нас не только нравственно очищает, но и – в идеале – интеллектуально совершенствует (если мы не зацикливаемся на кулинарных рецептах).
Ангелы или люди?
Действительно, во вторую Неделю (воскресенье) Великого поста (12 марта в 2023 году) прославляется память Григория Паламы́ (Γρηγόριος Παλαμᾶς, 1296–1357), византийского иерарха и богослова, архиепископа Фессалоники́йского (Солунского) (его минейная память – 14/27 ноября).
Назвав его именем следующий за «Неделей Торжества Православия» календарный период, Православная Церковь засвидетельствовала тем самым высшую ценность и отличительную особенность той мистической традиции, которой святой Григорий дал окончательное философское завершение. Эта одна из утонченнейших форм христианской мистики, имевшая к тому времени многовековую традицию, носит название «исиха́зм» (от греческого исихи́а – «покой», «безмолвие»), или, в честь его систематизатора, – «палами́зм».
«Умное делание» и духовное созерцание исихастов резко отличалось от чисто умозрительного философского («рационалистического») созерцания. Здесь – не пассивное или высокомерное, но деятельное и творческое созерцание, в процессе которого отдавшийся ему человек переформировывает сам себя, становясь на путь бесконечного духовно-нравственного совершенствования. Достигший высокой стадии просветления человек преображается, становясь проводником зримых божественных энергий, или «фаворского света». Это значит, что в высших проявлениях духовной жизни человека реально участвует и его тело. Именно телесность, – утверждает святитель Григорий Палама, – дает человеку преимущество перед бестелесными ангелами! Отсюда и предельно высокая оценка телесной стороны человеческого бытия (и человеческой культуры в целом), резко отличающая истинное Христианство – как религию Боговоплощения и Вочеловечения! – от различных псевдоаскетических («скопческих») течений и тупиковых мистических традиций «развоплощения» и «угасания» (нирваны).
Неудивительно, что исихазм оказывается в центре культуры Православия, а его тесная связь с эстетической сферой хорошо знакома нам не только по византийским образцам. Исихастами были преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек и многие другие. Нить исихастской традиции протянулась вплоть до святого Серафима Саровского, и мы не можем утверждать, что она оборвалась после него. Византийская эстетика исихазма после падения Византии многие столетия питала духовную культуру православных стран, и уже в XX веке выдающиеся российские мыслители священник Павел Флоренский и протоиерей Сергий Булгаков пытались решить сформулированные ей задачи.
Литература по теме «Исихазм» огромна. Из российских авторов наибольший вклад в ее изучение внесли архиепископ Василий (Кривошеин), протоиерей Иоанн Мейендорф, А. С. Позов, С. С. Аверинцев, Г. М. Прохоров. Рекомендуем сайт http://www.hesychasm.ru и энциклопедические статьи с подробной библиографией (https://www.pravenc.ru/text/674926.html ; https://www.pravenc.ru/text/168057.html и др.).
* * *
Апостольское чтение на Литургии
(Послание ап. Павла к Евреям 1:10–2:3. – Зачало 304)
[Превосходство людей над ангелами]
«В начале, Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, Ты же пребудешь вечно; и все, как одежда, обветшают, и, подобно одеянию, Ты свернешь их; и будут изменены; но Ты – один и тот же, и годы (лета) Твои не кончатся (не исчезнут)» (Пс. 101:26–28). Более того, разве когда-нибудь сказал Он [Бог] кому-то из ангелов:
«Сядь справа от Меня,
пока Я не положу врагов Твоих
как подножие ног Твоих»?! (Пс. 109:1)
Разве не все они – служебные духи, посылаемые на подмогу готовящимся унаследовать спасение?!
Поэтому мы должны крепко держаться слышанного, чтобы не унесло нас течением. Ведь если сказанное через ангелов слово [ветхозаветного Закона] оказалось твердым, и всякое преступление и непослушание получало справедливое воздаяние, – то как же мы [люди Нового Завета] можем избежать [наказания], не заботясь о величайшем спасении, которое было сначала проповедано Господом, а в нас утверждено слышавшими от Него [учениками]?
Краткий комментарий. Если раньше кара тяготела над ослушниками «ветхого» («устаревшего» и отмененного для христиан) Моисеева Закона, возвещенного, согласно иудейской традиции, через ангелов, – то сколь же страшнее отпадение от Нового Союза (Завета), заключенного навсегда со всем человечеством Самим Сыном Божиим! Сын Божий превосходит ангелов не только тем, что Он – Бог, но и тем, что, будучи совершенным Богом, Он стал через воплощение совершенным Человеком. Ведь не кто-либо из верховных ангелов и даже не все ангельское собрание, но именно слабый земной человек был определен любящим Богом стать одновременно и целью, и средством спасения всей Вселенной!
Далее автор Послания к Евреям говорит, что не ангелам, но именно человеку подчинил Бог будущую преображенную Вселенную, как об этом в пророческом восторге возвещал боговдохновенный Псалмопевец (Пс. 8:5–7). Ума́лив Себя перед лицом ангелов в вочеловечении, – когда человек был подвержен греху и смерти, и освободив его из этого рабства Своей смертью и воскресением, – Иисус Христос был увенчан Отцом славой и честью. Он победил «смертью смерть»; Он – Вождь нашего спасения, посвященный на это служение Своим Отцом через страдания. Через это прославленный Богочеловек привел во славу весь восстановленный Им в изначальном достоинстве род человеческий, с момента Его воскресения живущий в Раю. И в этом Новом Паради́зе христианин уже не просто слышит Слова невидимого Бога, как в том «утраченном раю», но, получив усыновление, общается с Сыном Человеческим, своим «сотелесником», как с равным, вкушая вместе с Ним за каждой Евхаристией от одного Хлеба и одной Чаши. Бо́льшей близости с Богом быть не может. Посредники, даже крылатые, здесь не нужны.