В неделю Торжества Православия Феодоровский собор украсился еще одной иконой
Икона преподобномученицы Марии Парижской, или матери Марии (Скобцовой), установлена в верхнем храме, в круглой башне у северного придела.
Прихожанин Антон Криворуцкий, инициатор написания образа и жертвователь:
«О матери Марии Скобцовой сказано и написано очень много. Есть замечательная книга инициатора ее канонизации священника Сергия Гаккеля, другие книги. Стали выходить в свет сборники эссе самой матери Марии. Недавно вышла третья книга пятитомника (изд-во Русский путь), который будет представлять собой практически полное собрание письменного наследия Парижской новомученицы. И это можно только приветствовать. Изучая письменные источники, мы можем познакомиться со святой, узнать ее жизненный путь, попытаться воспроизвести ее мироощущение.
Но почувствовать ее любовь, любовь к Богу и людям, на мой взгляд, можно только в молитве. Только в молитвенном обращении к матери Марии можно понять, что означают ее слова: «Жалко всех», почувствовать как она в любом человеке, будь то потерянный русский эмигрант, или преследуемый фашистами еврей, девушка-красноармеец в немецком концлагере, или даже гестаповец, могла видеть образ Христа и обращаться к нему, к этому образу.
Все мы знаем и чувствуем, что, созерцая образ на иконе, умом мы обращаемся к первообразу, обращаемся молитвенно. Возможно, поэтому и возникло желание, чтобы в родном городе хотя бы в одном храме была икона преподобномученицы Марии. Ведь недостаточно иметь икону дома, она должна быть достоянием Церкви.
Рад, что такой храм теперь есть. Благодарю отца Александра Сорокина, настоятеля Федоровского собора, Александра Бурова и всю общину. Желаю нам всем, чтобы мать Мария не оставляла нас в своих молитвах, была путеводной звездой в этой жизни».
Ольга Платонова, автор иконы, также предоставила небольшой текст о том, что для нее значит мать Мария и почему для нее так радостно, что эта икона будет находиться в Федоровском соборе Санкт-Петербурга:
«В большинстве своем православное эмигрантское иночество ратовало за строгое следование уставу и стремилось к сосредоточенной монастырской жизни, которой его лишила революция. Мать Мария Скобцова избрала совершенно особенную стезю монашества в миру: она исходила из того, что смысл духовности и основы Богообщения раскрываются прежде всего в деятельной любви к ближнему. Ее «внехрамовая литургия», или, как она сама говорила, «литургия, проецируемая из церкви в мир» состояла в неустанной поддержке людей обездоленных и отчаявшихся, гонимых и заблудших. Наносному, формальному благочестию мать Мария противопоставляла «любовь, двигающую горами», утверждая, что «только она и есть мера вещей; а все остальное – более или менее необходимая внешняя дисциплина». Вне всякого сомнения, эта уникальная женщина была достойна Христа, к Которому она стремилась всей душою, всем сердцем. Вопреки унылым стереотипам «смиренного безмыслия», повсеместно насаждаемым в церкви, она, как и святая Катерина Александрийская, обладала живым, ясным умом и множеством талантов, включая поэтический дар. Все эти достоинства удивительным образом сочетались в ней с повседневным исполнением труднопостижимой заповеди «возлюби ближнего своего». «Хорошо бы отдать себя совсем, чтобы ничего не осталось», – писала Мария Скобцова в своем дневнике. 31 марта 1945 года, добровольно заменив собой молодую женщину и надев платье с ее номером, монахиня Мария была казнена в газовой камере Равенсбрюка, за неделю до освобождения лагеря Красной армией. Судьба Марии Скобцовой убеждает нас в том, что пребывание в Боге – это не только наше неотъемлемое (мытарское!) упование на «милость к падшим», но прежде всего особого рода самоотдача. Новомученица Мария Парижская олицетворяет собой глубину и непредвзятость раннехристианского идеализма, чудесным образом явленного в нашем жестоком и скорбном веке.
Радостно, что икона святой матери Марии нашла свое место в Федоровском соборе, уникальном духовном заповеднике на карте православного Санкт-Петербурга, продолжающем в наше суровое и трагическое время великое дело воплощения в жизнь идеалов раннего христианства».
В конце марта прошлого года заботой Антона Криворуцкого была написана и также подарена Феодоровскому собору икона четырех Парижских новомучеников.
Новомученики Парижские – монахиня Мария Скобцова и её ближайшие сподвижники: сын Юрий Скобцов, священник Дмитрий Клепинин, Илья Исидорович Фондаминский. Будучи эмигрантами первой волны, помогали соотечественникам, бежавшим из России, охваченной пламенем революции и последовавшей гражданской войны, людям, оставшимся без средств к существованию, отчаявшимся, потерявшим смысл жизни. Во время фашистской оккупации Франции спасали от смерти евреев. Мученически погибли в нацистских концлагерях, тем самым разделив участь многих и многих в Отечестве пострадавших.
Фото Марины Хохловой