Икона, написанная невмами: о византийском хоре в Феодоровском соборе

 
 
 

Текст: Ольга Лебединская, фото: Юрий Торлопов, Марина Хохлова

Раз в две недели — по средам, а иногда и чаще, в Феодоровском соборе на Литургии звучат необычные, завораживающие душу восточные распевы. Низкие голоса органично вписываются в своды нижнего храма, погружая прихожан в атмосферу древней службы. Душа отзывается на звучащую красоту смиренным сосредоточением. Поёт византийский хор «Пахомий Логофет».Сегодня мы поговорили с его основателем и художественным руководителем – Серафимом Астаховым.

История хора началась десять лет назад.  Серафим к тому времени был учеником Николы Попмихайлова – основателя сербского хора «Моисей Петрович», и пел в храмах Санкт-Петербурга. Как-то к нему обратились ребята с просьбой научить их петь «по-византийски». Начали заниматься. А через пару месяцев пришла идея создать свой хор. 

Сначала собирались на квартире у одного из хористов. Много репетировали, спустя год уже могли что-то показать на публике. Однажды ребятам предложили снять про них небольшой ролик для телевидения. Нужно было только локацию для съёмок подходящую найти. И тогда преподаватель Серафима по литургике посоветовал обратиться к отцу Александру Сорокину в Феодоровский собор. Интерьер нижнего храма вполне отвечал поставленной задаче.

Икона, написанная невмами: о византийском хоре в Феодоровском соборе

Протоиерей Александр Сорокин и Серафим Астахов

Самое интересное, что настоятель Феодоровского собора и юный музыкант уже были знакомы: отец Александр преподавал у Серафима «Ветхий Завет» в РХГА. Но увидел своего студента впервые не на лекциях, а сразу на экзамене. Что сказать, такое знакомство не доставило им особой радости. И Серафим ушел с «тройкой» в зачётке.

А сейчас ребята спели, их выступление понравилось, и отец Александр предложил византийскому хору участвовать в службах. Оказалось, что и он, и сама атмосфера Феодоровского собора очень близки и Серафиму, и его ученикам. Завязалась дружба, которая длится до сих пор. А то, что, отец Александр — преподаватель Серафима, это потом только выяснилось. И стало поводом улыбнуться. Да и порадоваться, что молодой человек нашёл дело своей жизни и оказался именно здесь.

Икона, написанная невмами: о византийском хоре в Феодоровском соборе

Серафим Астахов и хор «Пахомий Логофет» на «Ночи музеев»-2022 г.

— Серафим, расскажите о истории византийской музыкальной традиции.

— Традиция появилось внутри Церкви и для самой Церкви. Это полный аналог православной иконографии, которая родилась и используется только в Церкви. Византийская традиция — самая высокоорганизованная система церковного пения. И она полностью оригинальная, православная. История её уходит в первые века христианства. Но записывать музыку начали только в X веке. До этого существовала лишь устная традиция. По крайней мере рукописи, дошедшие до нашего времени, датированы именно X–IX веками. Традиция не прервалась и с падением Константинополя. Она живая. И со временем только развивается и обогащается. 

— Трудно ли освоить византийское пение?

— Если человек обладает музыкальным слухом, то не трудно. Но есть свои особенности. Византийская нотация отличается от привычной нам, европейской. Она построена на других принципах. Вместо нот использует символы – невмы, которые не обозначают конкретную высоту. А указывают движение мелодии вверх или вниз относительно предыдущей ноты. Так вот, в первую очередь надо выучить нотацию. А потом ещё разобраться в устной традиции. Всё это требует времени и терпения.

— А что важнее, слух или старание?

— Хороший слух – это всё-таки бонус ко всему остальному. К нам приходили люди, которые изначально не обладали идеальными музыкальными данными. Но они полагались на традицию. Ведь многие песнопения поются одинаково, их можно выучить. И это помогает при отсутствии абсолютного слуха.

— Можно ли присоединиться к хору, если уж очень хочется попробовать себя?

— Да, можно прийти на спевку. Хотя сейчас есть определённые сложности в обучении нового человека. Но ребята дадут желающему учебник и отправят учить упражнения. И если это будет звучать нормально, все может получиться.

— А где ещё можно научиться византийскому пению?

— Есть школа в Москве, «Схолион Псалтикис». Там обучается порядка 100 человек. Но сейчас мы создаём ещё одну школу в Ростове-на-Дону при Благовещенском греческом храме. И хоть она совсем молодая, существует всего три месяца, по интенсивности занятий уже может поспорить с московской. В «Схолион Псалтикис» процесс обучения рассчитан на долгий срок. Год ученики занимаются только упражнениям и не поют на службах. У нас другой подход, миссионерский. Мы сразу поём на службах. Нестрашно, что получается не так идеально, как хотелось бы. Зато быстро приобретаются нужные навыки. 

Я бы хотел, чтобы через несколько лет там выработалась традиция, которая есть сегодня в «Пахомии Логофете». Когда всё отлажено так, что не требует моего постоянного контроля. А у моих учеников уже появились свои ученики. Сейчас «Пахомий Логофет» получил «постоянную прописку» в церкви святого Николая при соборе Святой Троицы в Колпино. За год ребята наладили там службы. А я с ними всегда на связи.

Икона, написанная невмами: о византийском хоре в Феодоровском соборе

Хор «Пахомий Логофет» п/у Серафима Астахова

— Серафим, случались ли в вашей жизни какие-то удивительные истории, связанные с музыкой, вашим служением?

— Расскажу одну историю, которую обычно рассказываю друзьям. Я учился в Ионическом университете на Керкире, на музыковедческом отделении. Тяжело было первое время финансово. На острове всё дороже, чем на материке, в несколько раз, и я не был к этому готов. В Салониках, где я учился до этого, была вполне комфортная жизнь. При этом я каждый день пел на Керкире в монастыре. А туда надо было добираться на автобусе. Доходило до того, что иногда не было денег даже на проезд. Моё недовольство такой жизнью накапливалось. И вот однажды я подошёл к иконе святого Спиридона и обратился к нему с очень эмоциональной речью. «Как же так? Я так стараюсь, каждый день пою здесь. И тебе, святой Спиридон, тропарь пою. Делаю всё, что надо, забыв про себя. Ты же должен понять, что мне тяжело и нужны деньги». Со стороны это смотрелось максимально дерзко. Хорошо, что в храме никого не было. 

Через пару дней мне позвонили из Москвы и попросили написать службу святому Спиридону для Свято-Преображенского скита Данилова монастыря. Я, конечно, согласился, но никак не связал этот заказ с предыдущим событием. Только через какое-то время вспомнил свой разговор со святым. На деньги, которые мне тогда заплатили, жил спокойно целых два месяца. Плюс занимался интересным делом. 

Икона, написанная невмами: о византийском хоре в Феодоровском соборе

Византийское пение на богослужении в Феодоровском соборе

Византийское пение требует особого духовного расположения, считает Серафим Астахов. Надо любить молитву, любить службу. Ощущать, что пришел общаться с Богом. И византийская музыка, обладающая мощной медитативной составляющей и огромным объёмом духовной информации, очень для этого подходит. 

Приходите слушать византийское пение в Феодоровский собор — в расписании служб указано, когда это происходит.