Текст: Ольга Лебединская, фото: Юрий Торлопов, Марина Хохлова
Раз в две недели — по средам, а иногда и чаще, в Феодоровском соборе на Литургии звучат необычные, завораживающие душу восточные распевы. Низкие голоса органично вписываются в своды нижнего храма, погружая прихожан в атмосферу древней службы. Душа отзывается на звучащую красоту смиренным сосредоточением. Поёт византийский хор «Пахомий Логофет».Сегодня мы поговорили с его основателем и художественным руководителем – Серафимом Астаховым.
История хора началась десять лет назад. Серафим к тому времени был учеником Николы Попмихайлова – основателя сербского хора «Моисей Петрович», и пел в храмах Санкт-Петербурга. Как-то к нему обратились ребята с просьбой научить их петь «по-византийски». Начали заниматься. А через пару месяцев пришла идея создать свой хор.
Сначала собирались на квартире у одного из хористов. Много репетировали, спустя год уже могли что-то показать на публике. Однажды ребятам предложили снять про них небольшой ролик для телевидения. Нужно было только локацию для съёмок подходящую найти. И тогда преподаватель Серафима по литургике посоветовал обратиться к отцу Александру Сорокину в Феодоровский собор. Интерьер нижнего храма вполне отвечал поставленной задаче.
Самое интересное, что настоятель Феодоровского собора и юный музыкант уже были знакомы: отец Александр преподавал у Серафима «Ветхий Завет» в РХГА. Но увидел своего студента впервые не на лекциях, а сразу на экзамене. Что сказать, такое знакомство не доставило им особой радости. И Серафим ушел с «тройкой» в зачётке.
А сейчас ребята спели, их выступление понравилось, и отец Александр предложил византийскому хору участвовать в службах. Оказалось, что и он, и сама атмосфера Феодоровского собора очень близки и Серафиму, и его ученикам. Завязалась дружба, которая длится до сих пор. А то, что, отец Александр — преподаватель Серафима, это потом только выяснилось. И стало поводом улыбнуться. Да и порадоваться, что молодой человек нашёл дело своей жизни и оказался именно здесь.
— Серафим, расскажите о истории византийской музыкальной традиции.
— Традиция появилось внутри Церкви и для самой Церкви. Это полный аналог православной иконографии, которая родилась и используется только в Церкви. Византийская традиция — самая высокоорганизованная система церковного пения. И она полностью оригинальная, православная. История её уходит в первые века христианства. Но записывать музыку начали только в X веке. До этого существовала лишь устная традиция. По крайней мере рукописи, дошедшие до нашего времени, датированы именно X–IX веками. Традиция не прервалась и с падением Константинополя. Она живая. И со временем только развивается и обогащается.
— Трудно ли освоить византийское пение?
— Если человек обладает музыкальным слухом, то не трудно. Но есть свои особенности. Византийская нотация отличается от привычной нам, европейской. Она построена на других принципах. Вместо нот использует символы – невмы, которые не обозначают конкретную высоту. А указывают движение мелодии вверх или вниз относительно предыдущей ноты. Так вот, в первую очередь надо выучить нотацию. А потом ещё разобраться в устной традиции. Всё это требует времени и терпения.
— А что важнее, слух или старание?
— Хороший слух – это всё-таки бонус ко всему остальному. К нам приходили люди, которые изначально не обладали идеальными музыкальными данными. Но они полагались на традицию. Ведь многие песнопения поются одинаково, их можно выучить. И это помогает при отсутствии абсолютного слуха.
— Можно ли присоединиться к хору, если уж очень хочется попробовать себя?
— Да, можно прийти на спевку. Хотя сейчас есть определённые сложности в обучении нового человека. Но ребята дадут желающему учебник и отправят учить упражнения. И если это будет звучать нормально, все может получиться.
— А где ещё можно научиться византийскому пению?
— Есть школа в Москве, «Схолион Псалтикис». Там обучается порядка 100 человек. Но сейчас мы создаём ещё одну школу в Ростове-на-Дону при Благовещенском греческом храме. И хоть она совсем молодая, существует всего три месяца, по интенсивности занятий уже может поспорить с московской. В «Схолион Псалтикис» процесс обучения рассчитан на долгий срок. Год ученики занимаются только упражнениям и не поют на службах. У нас другой подход, миссионерский. Мы сразу поём на службах. Нестрашно, что получается не так идеально, как хотелось бы. Зато быстро приобретаются нужные навыки.
Я бы хотел, чтобы через несколько лет там выработалась традиция, которая есть сегодня в «Пахомии Логофете». Когда всё отлажено так, что не требует моего постоянного контроля. А у моих учеников уже появились свои ученики. Сейчас «Пахомий Логофет» получил «постоянную прописку» в церкви святого Николая при соборе Святой Троицы в Колпино. За год ребята наладили там службы. А я с ними всегда на связи.
— Серафим, случались ли в вашей жизни какие-то удивительные истории, связанные с музыкой, вашим служением?
— Расскажу одну историю, которую обычно рассказываю друзьям. Я учился в Ионическом университете на Керкире, на музыковедческом отделении. Тяжело было первое время финансово. На острове всё дороже, чем на материке, в несколько раз, и я не был к этому готов. В Салониках, где я учился до этого, была вполне комфортная жизнь. При этом я каждый день пел на Керкире в монастыре. А туда надо было добираться на автобусе. Доходило до того, что иногда не было денег даже на проезд. Моё недовольство такой жизнью накапливалось. И вот однажды я подошёл к иконе святого Спиридона и обратился к нему с очень эмоциональной речью. «Как же так? Я так стараюсь, каждый день пою здесь. И тебе, святой Спиридон, тропарь пою. Делаю всё, что надо, забыв про себя. Ты же должен понять, что мне тяжело и нужны деньги». Со стороны это смотрелось максимально дерзко. Хорошо, что в храме никого не было.
Через пару дней мне позвонили из Москвы и попросили написать службу святому Спиридону для Свято-Преображенского скита Данилова монастыря. Я, конечно, согласился, но никак не связал этот заказ с предыдущим событием. Только через какое-то время вспомнил свой разговор со святым. На деньги, которые мне тогда заплатили, жил спокойно целых два месяца. Плюс занимался интересным делом.
Византийское пение требует особого духовного расположения, считает Серафим Астахов. Надо любить молитву, любить службу. Ощущать, что пришел общаться с Богом. И византийская музыка, обладающая мощной медитативной составляющей и огромным объёмом духовной информации, очень для этого подходит.
Приходите слушать византийское пение в Феодоровский собор — в расписании служб указано, когда это происходит.