Календарный этюд Юрия Рубана
Прошло уже тридцать пять лет с начала второго тысячелетия христианской истории Руси-России («новая эра» – традиционный 988 год), неразрывно связанной с именами двух равноапостольных рюриковичей, Ольги и Владимира, бабушки и внука (церковная память – 11/24 и 15/28 июля). Они определили судьбу молодой Руси, навсегда связав её с утончённой европейской христианской цивилизацией, и потому принадлежат не только национальной, но и мировой истории.
Мудрейшая из русских жен
Вспомним события того времени и откроем древнерусскую летопись. Читаем: «Сказали же [князю Владимиру] бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшей из всех людей». – И спросил Владимир: «Где примем крещение?» – Они же ответили: «Где тебе любо»».
Так закончился совет, созванный князем Владимиром в 987 году после знаменитого «испытания вер» с целью выбора для Руси лучшей из них. Апелляция к авторитету княгини Ольги стала решающим аргументом для превращения могущественной, но ещё «варварской» (языческой и бесписьменной), державы рόссов в христианскую культурную Русь.
Что же нам известно о той, кого Русская Церковь называет «равноапостольной»? (Этот титул даруется святым, прославившимся обращением народов в христианство.) К сожалению, очень немного.
В только что процитированной летописи (Повести временных лет) под 903-м годом читаем: «Игорь вырос <…> и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». В одном из летописных списков фигурирует город Пльсков (Плиска), что даёт возможность считать Ольгу болгарской княжной. Это предположение, хотя и объясняет многие факты нашей древней истории, остаётся всего лишь гипотезой.
По смерти Игоря Рюриковича (945 год) Ольга осталась регентшей при своём малолетнем сыне Святославе. По словам летописца, Ольга «с малых лет искала мудрости, чтό есть самое лучшее в этом свете, и нашла многоценный жемчуг – Христа». Поэтому в 955 году (или 957, как считают ученые) она совершила путешествие в Константинополь, где приняла крещение с именем Елена, в честь матери первого христианского императора Константина Великого. Причем, её восприемником от купели был сам византийский император Константин Багрянородный, безуспешно добивавшийся её руки. (Большинство историков вполне обоснованно считают, что Ольга крестилась дома и ещё до поездки в Византию; но в богословском аспекте это не столь уж важно.)
Возвратясь в Киев, Ольга безуспешно пыталась обратить в христианство своего сына – воинственного Святослава. Впрочем, замечает летописец, «если кто собирался креститься, то он не запрещал, но насмехался над ним». Любящей матери оставалось лишь молиться за своего неразумного и грубого сына-язычника: «Да будет воля Божья! Если захочет Бог помиловать род мой и народ русский, то вложит им в сердце то́ же желание обратиться к Богу, что́ даровал и мне».
В 969 году Ольга умерла, «и плакали по ней великим плачем сын её и внуки и все люди. <…> Она завещала не творить по ней тризны, так как имела при себе священника, который и похоронил блаженную Ольгу. Была она предвозвестницей христианской земле <…>. Она ведь сияла, как луна в ночи, так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи. Были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. <…> Она первая из русских вошла в Царство небесное, её и восхваляют сыны русские – свою начинательницу».
Эти слова древнерусского летописца лучше всего выражают духовный подвиг и роль «мудрейшей жены» Ольги в нашей истории. (Вспомним, что первыми возвестили воскресшего Христа тоже женщины – жёны-мироносицы.) Её надежды вскоре исполнились, и Бог «помиловал народ русский». Но об этом мы будем говорить в день памяти её внука, святого князя Владимира.
Примечание
Предлагаемые здесь очерки о свв. равноапостольных Ольге и Владимире в сокращенном варианте были опубликованы мной в газете «Вечерний Петербург» за 24 и 28 июля 1998 г.