Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в Неделю 13-ю по Пятидесятнице
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
Мф. 21:33-42
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня мы слышим историю, которую несколько раз в течение литургического года читают за Божественной литургией, и каждый раз она открывается в каком-то новом свете и с какой-то новой, поразительной актуальностью.
Одновременно всегда изумляет состояние людей, которым эта притча ничего не говорит либо говорит одно и то же. Если ее поместить в какой-то исторический контекст и буквально представить, что это сегодня происходит со Христом, о чем говорится в ней?
Христос находится в Иерусалимском храме, Ему осталось жить всего несколько дней. Он видит вокруг себя сборище людей, которые, как стая хищных зверей, уже приготовилась к тому, чтобы наброситься на Него. Он понимает, что эти люди считают, что они загнали Его в угол и Ему ничего не остается делать. В последний момент Он пытается что-то противопоставить им, и вот здесь возникает самая интересная проблема, с которой сталкивается любой мыслящий человек.
Большинство людей живут стихийно. Но, если задуматься, что сегодня можно противопоставить тому насилию или той злобе, которая нас иногда встречает в жизни? Победить зло другим злом невозможно. Сегодняшний рецепт – просто изгнать вон злых виноградарей и вместо них найти каких-то добрых – это совершенно не вариант. Бог не настолько наивен, Он знает, что зло невозможно победить злом. Но что можно ему противопоставить? Какое противоядие можно найти в нашей жизни (в повседневной жизни, внутренней жизни) вот этому страшному вирусу злобы?
Христос окружен толпой людей, которые жаждут Его смерти. Более того, уже все предрешено, уже назначена цена – 30 сребренников, или 30 динариев, с Иудой уже договорились, уже Пилат читает доносы, которые постоянно поступают на некоего странствующего проповедника и целителя из Назарета, сеющего смуту в народе. Между собой уже все договорились. Более того, уже крест где-то готов, в какой-то столярной мастерской уже приготовлены про запас виселицы – и одна из них предназначена Христу. И Он все это понимает.
Именно в этот момент Он произносит притчу, которую нужно читать именно в этом контексте, тогда она, может быть, откроется в истинном смысле. Эти люди (и это совершенно потрясающе) считают себя экспертами в Священном Писании. Они просто как хитрые наглые лисы, которые тычут свою морду в Писание и говорят об этом Христу. Более того, они не понимают, что они делают. Христос им совершенно спокойно отвечает словами пророчества, словами, которые чаще всего проходят мимо наших ушей (по крайней мере, мы не понимаем, о чем идет речь). Единственное противоядие насилию, которое можно противопоставить так, чтобы круг насилия, эта спираль не закручивались еще сильнее, – это только смерть и воскресение Христа. И вот этот камень, о котором сегодня говорится в пророчестве, – это и есть воскресший Христос.
Тот, кого выдали римлянам как смутьяна и проходимца, в действительности есть Сын Божий. Он есть Сын Хозяина виноградника, которого Отец посылает к виноградарям в надежде, что те устыдятся ‒ то есть окажут Ему уважение, в конце концов, поймут и проснутся, видя Сына, и прочитают в этом пришествии ту любовь, с которой Бог обращается к своему народу, потому что противопоставить насилию можно только любовь.
Сама притча рассказывает о том, что этого сына выставили вон из виноградника и убили. Конечно, возникает какая-то ассоциация с современным миром. Ведь что является главное чертой современного мира? То, что Бога выставили за дверь, или Он удалился. В остальном люди пытаются устроить свои дела как могут, то есть вот так, как эти злые виноградари. Более того, их как бы не в чем обвинить, потому что, действительно, Бог хочет человека свободного, и Он соглашается на то, что человек пойдет даже на это.
По наивности эти люди думают: «Вот это наследник; если мы его убьем, то наследство будет наше». На самом деле это большое заблуждение: сын приходит с вестью о том, что наследие есть ваше, оно приготовлено для вас, Бог приготовил этот мир как величественный зал для праздника человеку, которого Он бесконечно любит. И если читать эту притчу в таком большом масштабе, то мы видим современный мир, который может быть атеистическим, может быть религиозным : потому что религия ‒ это тоже очень удобное пространство, где можно совершенно спокойной выставить за дверь воскресшего Христа и дальше рассуждать о чем-то своем, религиозном ‒ и это ничем не лучше, чем светский атеизм.
Но одновременно эта притча прочитывается и в масштабе каждого из нас, масштабе каждого сердца. Услышите ли вы слова Отца, который говорит: «Посылаю Сына; может быть, его примете с уважением?» Эта притча ставит вопрос перед каждым из нас: принимаю ли я Христа? какое место в моей жизни Он занимает?
Действительно ли Он царствует, действительно ли Он твой друг, жених, твой учитель, наставник? Либо ты отводишь Ему какое-то аксессуарное место, потому что царствует в твоей жизни кто-то другой или что-то другое?
Может быть, самое рискованное место, где Бога выставляют за дверь, ‒ это Таинство Евхаристии. Потому что Бог дает нам это Таинство как продолжение тайной смерти и воскресения Христа, для того чтобы нас приобщить к воскресшей Жизни. И очень жалко, если в Таинстве Евхаристии Христа выносят за скобки. Все-таки Его нужно всегда ставить в центр! И сегодняшняя притча нам напоминает, что по-другому бывает часто, и это очень жаль.
Место, где Христос должен занимать по-настоящему центральное место в твоей жизни, в твоем сердце, — это Таинство Евхаристии. Христос живет в этом Таинстве, Он дает нам свою жизнь, свою мудрость. Можно найти решение там, где ситуация кажется безвыходной, ‒ в этом Таинстве. Только об этом нужно попросить Бога и открыть Ему свое сердце.
Ему же хвала, поклонение и царская власть во веки!
Аминь.
Текст подготовил Владислав Рахматулин
Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/