Календарный этюд Юрия Рубана
Среди ветхозаветных святых пророк Иόна («голубь»; память 22 сентября / 5 октября) занимает особое место: он давно стал общепризнанным героем, ведь путешествовать «во чреве китовом» редко кому удаётся. Многие художники, обращавшиеся к библейской тематике, пытались изобразить этого чудовищного средиземноморского «кита», извергающего из пасти живого и невредимого пророка. Комментаторы пытались наивно доказать буквализм повествования, ссылаясь на случаи поглощения морскими животными людей, чудесно спасшихся из их чрева. Всё это интересно, но не имеет отношения к реальной истории, отразившейся в библейской Книге пророка Ионы. Что же там происходило? Будем учитывать, что присущие эпохе мифологизированные события накладываются на реальный исторический контекст.
История Ионы, пришедшаяся на середину VIII века до н. э. [1], была обусловлена политической ситуацией на Переднем Востоке, находившемся под строгим контролем первой мировой империи — могущественной Ассирии. Хорошо документированные ассирийские завоевания сопровождались чрезмерной жестокостью, причём не только по отношению к воинам, но и к мирному населению. Для предотвращения восстаний ассирийцы прибегали к публичному запугиванию: устраивали массовые казни, сажали людей на кол, вырывали им языки, ослепляли, отрубали руки, ноги, головы.
Всё это аккуратно фиксировали ассирийские писцы и художники. Завоеватели гордились своей жестокостью. (В 722 году ассирийцы уничтожили Израильское (Десятиколенное) царство и депортировали бόльшую часть израильтян вглубь своей империи, где они ассимилировались с другими семитическими народами и исчезли с мировой арены.) Разумеется, покорённые народы ненавидели захватчиков и желали им гибели.
Чаша злодеяний ассирийцев переполнилась, но всемогущий Бог дал им шанс избежать наказания — покаяться, избрав вестником пророка Иону и направив его в центр зла — столицу империи Ниневи́ю, справедливо названную пророком Наумом «городом крови».
Автор книги не говорит о чувствах Ионы, но лишь замечает, что, после обращения к нему Бога, «встал Иона, чтобы бежать в Фарси́с [2] от лица Господня» (1:3). Разумеется, он не хочет спасения ненавистных завоевателей и надеется скрыться от Бога на краю света — в Испании. (Язычники верили, что власть каждого бога распространяется лишь на определённую территорию, где живут его почитатели. Долго разделяли эту точку зрения и евреи.)
Он идёт в Ио́ппию (современная Яффа), садится там на корабль и засыпает мёртвым сном в своей каюте, очевидно, утомлённый душевной борьбой с Богом. Вскоре начинается шторм, грозящий утопить корабль. Опытные корабельщики понимают, что это не просто стихия, но наказание за чьи-то грехи. Собирают всех людей и бросают жребий, выпадающий на Иону. Когда он сознаётся в своём проступке, моряки, слышавшие о могуществе Бога Израилева, приходят в ужас: что же делать? «Бросьте меня в море», — благородно предлагает Иона. После этого море утихает, корабль продолжает свой путь, а Иону проглатывает огромная «рыба» (так в тексте). Пророк проводит в её чреве три дня и три ночи [3] и возносит к Богу покаянную песнь [4], после чего морской зверь извергает его на берег.
Следует вторичное повеление от Бога: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что́ Я повелел тебе» (3:2). Иона, уяснивший, что от Бога нельзя убежать, идёт и проповедует: «Ещё сорок дней — и Ниневия будет разрушена» (3:4)!
Не без юмора описано, каким фантастически глубоким было раскаяние ассирийцев. «И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого». Даже грозный царь, при имени которого трепетал Восток, «встал с престола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище, и сел на пепле». Более того, он объявил тотальный пост — повелел, «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (3:5—9).
Разумеется, после этого «увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл» (3:10).
Какой же была реакция Ионы? Он порадовался милосердию Божию? До конца ли он усвоил преподанный ему урок? Увы, нет!
«Иона сильно огорчился этим и был раздражён» (4:1). Более того, упрямый пророк ещё и предъявил претензии чересчур «гуманному» Богу, будто бы напрасно посылавшему его в Ниневию. «Господи! Не это ли говорил я, когда ещё был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты — Бог благой и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый…» (4:2).
Тем не менее, он не отправился домой, но, выйдя из города, устроился неподалёку и ждал в надежде, что, быть может, Бог отменит свой «оправдательный приговор» и этот проклятый город будет сожжён небесным огнём. Вот уж он порадуется вместе со всеми покорёнными народами! Вскоре Иона получает от Бога последнее вразумление.
Жарко. Но «произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень… Иона весьма обрадовался этому растению. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навёл Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: «Лучше мне умереть, нежели жить»!
— И сказал Бог Ионе: «Неужели так сильно огорчился ты за растение?»
— Он сказал: «Очень огорчился, даже до смерти».
— Тогда сказал Господь: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой [младенцев], и множество скота?»» (4:6—11).
Этот гениальный в простоте диалог в комментариях не нуждается: Богу дороги все народы! Покаяние и спасение доступно всем, что и подтвердил умирающий на кресте Иисус Христос. Вопросительный знак с заголовка этюда можно снять.
Подведём некоторые итоги. Книга Ионы не принадлежит собственно пророческим писаниям. Она представляет собой произведение не самого пророка, жившего в середине VIII века до н. э., а поучительное сказание (мидра́ш), или притчу, созданную уже после Вавилонского плена (вероятно, около V в.) с целью обличения узкого религиозного национализма, уводящего Израиль в сторону от пути к Новому Завету, проложенного Амосом, Исайей, Иеремией. После плена, раздвинувшего горизонты маленькой Палестины, среди «иудеев рассеяния» возникла тенденция проповеднического универсализма, стремление не замыкаться в своём спасении, но нести истину о Едином Боге всем народам. Вершиной этого стал перевод еврейской Библии, ранее доступной лишь «своим», на вселенский (экуменический) греческий язык (Септуагинта). Увы! К новозаветному времени победила тенденция законнического изоляционизма, превратившая Бога всех народов в национального Бога Израиля, чьё избранничество стало пониматься в свете расовой гордыни и превозношения над язычниками, общение с которыми оскверняет. Это определило трагедию библейского Израиля, заранее оплаканного Иисусом Христом (Лк. 19:41—44). Бог наказал забывших о своём призвании потомков Авраама (Быт. 12:3) руками язычников. Впрочем, это особая тема.
Примечания
[1] Согласно 4 Цар. 14:25, пророк Иона обращался к израильскому царю Иеровоаму II (783—743). Следовательно, он был современником Амоса и Осии, но, в отличие от них, не принадлежал к числу «царских» (придворных) пророков.
[2] Точная локализация этого города (или местности) — Фарси́с, Тарте́сс, Тарши́ш — дискутируется до сего дня. В контексте нашего этюда это не имеет существенного значения. Напротив, местоположение Ниневии хорошо известно, и продолжающиеся раскопки выявили много интересного. См.: https://www.pravenc.ru/text/2577671.html .
[3] Символ тридневного пребывания во гробе Спасителя (Мф. 12:40).
[4] Молитва Ионы (2:3—11) стала основой 6-й библейской песни. Об этих богослужебных текстах см.: https://www.pravenc.ru/text/149135.html ; о 6-й песне: https://vk.com/wall641230802_5426 .
Лит.: Мень А., прот. Исагогика: Курс по изучению Священного Писания: Ветхий Завет. М., 2000; Сорокин А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций. Изд. 3. СПб., 2009; обобщающая статья с подробной библиографией.